Многолетняя кризисная ситуация негативно отражается на образовательном и интеллектуальном уровне населения России, сопровождается утечкой интеллектуальных ресурсов, снижением заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей. В сложившейся ситуации выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей должны стать приоритетной задачей государства и общества в целом.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов - педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. Работа с одаренными детьми не может исходить исключительно из эмпирического, стихийно возникающего опыта, она должна иметь в своей основе серьезные научно-методические разработки.
Содержащиеся в областной целевой программе "Одаренные дети" (далее - программа) мероприятия соответствуют социальной политике администрации области и согласуются с основными положениями Федеральной целевой программы "Одаренные дети", Конвенции ООН о правах ребенка и других международных документов.
Опыт реализации программы в 2002 году показал, что основные направления и механизм реализации программных мероприятий определены правильно. Они отражают реальные проблемы, способствуют их поэтапному решению и поддерживаются многими учреждениями и организациями, органами местного самоуправления.
Продолжается работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей путем проведения олимпиад, конкурсов, конференций, слетов, фестивалей и других мероприятий. Заметнее становятся успехи брянских детей и на всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
Разработан и внедрен порядок соискания именных стипендий Брянской областной Думы и администрации области для одаренных детей и молодежи.
Все указанные направления работы - итог многолетней систематической деятельности, которая должна быть продолжена на новом этапе реализации программы.
Необходимой представляется работа с одаренными детьми с ограниченными физическими возможностями, их социальная адаптация и интеграция в общество.
Изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и развития одаренных детей требуют разработки новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей, а также системы поощрения и поддержки данной категории педагогов.