Недействующий

О программе "Страховая защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы" (с изменениями на 29 марта 2006 года)

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Программа "Страховая защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы" разработана в целях реализации Закона Брянской области "О защите населения и территорий Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Программа направлена на повышение безопасности населения и территории Брянской области, изыскание местных финансовых и материальных ресурсов в целях создания внебюджетного резерва предупреждения чрезвычайных ситуаций, создание необходимых резервов у хозяйствующих субъектов для предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, создание страховых гарантий возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций населению и хозяйствующим субъектам в первую очередь по объектам жизнеобеспечения и градообразующим предприятиям.

На территории Брянской области имеются в большом количестве в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве радиационные, химические, биологические, пожароопасные и взрывоопасные производства, представляющие серьезную опасность для населения и окружающей природной среды. Возможность возникновения аварий на этих производствах сегодня усугубляется тем, что на большинстве производств имеет место высокая степень износа основных производственных фондов, не осуществляется практически модернизация, ремонт и профилактические работы. В этих условиях проблема обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера сохраняет особую актуальность.

Для Брянской области наиболее значимой является проблема захоронения химических отходов. Не исследована возможность проникновения и миграции отравляющих веществ в грунтовые воды.

Вторым по важности источником возможных чрезвычайных ситуаций остается проблема выживаемости жилищно-коммунального хозяйства, содержания котельных и газового оборудования в городах и районах области. В жилищно-коммунальном хозяйстве области действуют 445 котельных, 67 водопроводных и 39 канализационных насосных станций. Протяженность водопроводных сетей составляет более 2261,1 км, тепловых - 753,7 км, канализационных - 734,5 км.

Существующие мощности систем жизнеобеспечения области недостаточны и не отвечают нормативным требованиям. Особую социальную опасность в осенне-зимний отопительный период могут создать аварии на системах теплоснабжения городов. Ветхость системы жизнеобеспечения стала фактом постоянной потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения. Только в 2003 году по этим причинам теплоснабжение населения области нарушалось 111 раз, энергоснабжение - 22 раза.

В городах и населенных пунктах имеет место дефицит воды в связи с недостаточной мощностью водозаборных сооружений и отсутствием необходимого резерва. Протяженность ветхих сетей в связи с отсутствием средств на капитальный ремонт и их реконструкцию из года в год нарастает и обусловливает увеличение числа аварий и перерывов подачи воды населению.

Источником возможных чрезвычайных ситуаций остаются и химически опасные объекты. На территории Брянской области насчитывается 45 действующих химически опасных объектов.

Причиной возможных чрезвычайных ситуаций является эксплуатация нефте- и газопроводов, проходящих по территории области и имеющих срок службы более 30 лет.

Гидротехнические сооружения по-прежнему остаются источниками чрезвычайных ситуаций. На территории области находится 591 гидротехническое сооружение, подавляющее количество из них имеет примитивное устройство, отдельные находятся в неудовлетворительном состоянии. Наиболее крупное гидротехническое сооружение - Брянская ГРЭС.

Как показывает анализ природных рисков, весенние половодья, сильные ветры, шквалы, обильные выпадения осадков с градом, засуха, а затем нередко затяжные дожди приводят к существенным разрушениям и повреждениям объектов социальной и производственной сферы, коммуникаций, мостов и гидротехнических сооружений, гибели сельскохозяйственных культур.

Госнадзорными органами совместно с Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области проводится систематическая работа по анализу возможных чрезвычайных ситуаций в области, принимаются меры по предупреждению и профилактике техногенных аварий. Проводится контрольно-надзорная работа. Из выявленных нарушений более 5 процентов составляют нарушения при производстве работ на химически опасных объектах, включая аммиачно-холодильные установки, объектах котлонадзора, газового надзора и подъемных сооружений. ( в ред. от 29.03.2006 N 201)

Данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в Брянской области за последние годы показывают, что количество и масштаб последствий промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения.

В 2003 году зарегистрировано 4 крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, подлежащие государственному статистическому отчету. Заявленный ущерб составил 320,4 млн рублей.

Дефицит средств не позволяет осуществлять в необходимом объеме инвестиции в мероприятия по предупреждению и снижению тяжести последствий чрезвычайных ситуаций. По оценкам специалистов, минимально необходимые ежегодные затраты на обеспечение безопасности в природно-техногенной среде должны составить около 500 млн рублей. В то же время объем средств, выделяемых на эти цели по различным статьям бюджетов, составляет около 1 процента от потребности.

Эффективным механизмом предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения нагрузки на бюджет области и федеральный бюджет, а также экономического принуждения хозяйствующих субъектов к снижению риска, замене изношенных производственных фондов может и должен стать механизм страхования.

Помимо непосредственного осуществления функции компенсации ущерба страхование является механизмом, стимулирующим проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Реализация программы предусматривает сотрудничество страховых компаний с администрацией области и территориальными органами, осуществляющими контрольные и разрешительные функции в Брянской области, прежде всего с территориальными структурами МЧС России, Федерального горного и промышленного надзора России, Госатомнадзора России, Министерства по природным ресурсам Российской Федерации, Госнефтеинспекции России, Транспортной инспекции Минтранса России, Главгосэнергонадзора, Минтопэнерго России, Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и т.п.

Опыт работы со страховыми компаниями свидетельствует об организации взаимодействия страховщиков и государственных органов в виде:

реализации программ обязательного и добровольного страхования в установленном законом порядке;

совместного исследования причин возникновения и профилактики (предупреждения) чрезвычайных ситуаций;

участия в реализации программ страховой защиты населения и территорий, реализуемых на территории области;

использования финансовых средств страховых компаний как инвестиционного ресурса области.

В настоящее время деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регулируется соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.

Вместе с тем, учитывая реально сложившуюся экономическую обстановку, природно-климатические особенности региона, высокую концентрацию источников повышенной опасности техногенного характера, уровень развития страховых услуг, решение задач страховой защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требует системного подхода и последовательного решения множества мероприятий, то есть требует применения программного метода.