Реструктуризация экономики направлена на повышение товарного потенциала региона и конкурентоспособности ведущих предприятий. Для достижения этой цели администрация области должна выработать и осуществить меры по увязке инвестиционно-структурной и инновационной региональной политики, по повышению инвестиционной привлекательности региона.
Брянская область является одним из перспективных регионов для инвестирования. Этому способствует выгодное геоэкономическое положение - на границе трех государств, богатое традициями промышленное производство, значительные лесные ресурсы, высокая трудообеспеченность территории.
Масштабное привлечение инвестиций в производственную и социальную сферу - важнейшая задача, от решения которой зависит социально-экономическое развитие области в целом.
Администрация области настойчиво работает над созданием благоприятного инвестиционного климата в регионе. Разрабатывая инвестиционное законодательство и проводя инвестиционную политику, она исходит прежде всего из необходимости смены статуса Брянщины как инвестиционной провинции на статус региона развитого инвестиционного сотрудничества.
Социально-экономический смысл проводимой в области инвестиционной политики заключается в том, чтобы сделать Обновляемое производство высокоокупаемым, надежным и конкурентоспособным, чтобы каждый рентабельный в обычных условиях инвестиционный проект приносил доход в бюджет даже при условии освобождения от региональных налогов, одновременно внося вклад в оживление экономики региона.
Однако инвестиционная привлекательность региона зависит не только от факторов, способных оказывать положительное влияние на инвестиционный климат, но и от того, насколько эти факторы дополняются конкретными практическими шагами.
На Брянщине налажено взаимопонимание между инвестором, товаропроизводителем и всеми уровнями власти, которое базируется на областном инвестиционном законодательстве. Государственная поддержка инвесторов является одним из основных направлений, обеспечивающих формирование благоприятного инвестиционного климата.
В области действует пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих инвестиционную деятельность. Областное законодательство обеспечивает равенство прав инвесторов при получении государственных преференций. Оно позволяет администрации области предоставлять субсидии на возмещение процентных платежей по банковским кредитам, осуществлять льготное кредитование и льготное налогообложение субъектов инвестиционной деятельности. Объемы государственной помощи инвестору ежегодно растут.
В течение 1997 - 2003 гг. существенно возросла инвестиционная активность предприятий и организаций области, объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,6 раза.
Социальная направленность инвестиций определяется ростом объемов капитальных вложений в здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение.
Основным источником инвестиционной деятельности на территории области остаются собственные средства предприятий и организаций всех форм собственности, занимающие свыше половины всего объема инвестиций в основной капитал. Однако доля средств, направленных на обновление производства, невелика, хотя основная проблема как раз и заключается в обновлении активной части производственных фондов.
Доля централизованных бюджетных средств уменьшается и составляет примерно одну пятую часть от общего объема инвестиций. Бюджетные средства всех уровней направляются на реализацию мероприятий целевых федеральных и региональных программ, в том числе мероприятий по снижению негативных медицинских, социально-экономических и психологических последствий воздействия чернобыльской катастрофы на население области.
Реальным источником пополнения инвестиционных ресурсов в предстоящие годы должны стать сбережения населения. Их участие в инвестиционном процессе во многом будет зависеть от привлекательности (ликвидности, доходности и надежности) вложения средств граждан в финансовые и инвестиционные институты, а также наличия эффективных механизмов трансформации вкладов физических лиц в инвестиции.
В целях увеличения объема привлекаемых в область инвестиций предполагается продолжить и расширить политику помощи инвестору в виде:
льготного налогообложения субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты на территории области;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности на территории области субсидий из областного бюджета в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на возмещение части затрат при уплате процентов по банковским кредитам;
совершенствования областного инвестиционного законодательства с целью привлечения средств для обновления основных производственных фондов;
создания муниципального инвестиционного законодательства; развития инвестиционной инфраструктуры, в том числе создания информационных центров для инвесторов;
регулярного обновления каталога паспортов инвестиционных проектов Брянской области с размещением его на сервере администрации области сети Интернет;
совершенствования специализированной телекоммуникационной автоматизированной системы, позволяющей анализировать инвестиционные потребности области;
более широкого использования программно-целевого метода привлечения инвестиций посредством:
получения государственной поддержки из федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы;
получения государственной поддержки из Фонда регионального развития в рамках федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации";
привлечения внебюджетных источников на реализацию федеральных и областных целевых программ;
осуществления дополнительной системы мер по привлечению средств населения и по обеспечению гарантий инвесторам, снижающих инвестиционные риски;
более настойчивого использования механизма заключения с собственниками крупных предприятий и потенциальными инвесторами соглашений, предусматривающих инвестиции не только в производство, но и в социальную сферу.