Формирование эффективной бюджетной системы является неотъемлемой частью процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого общества.
Бюджетная политика в сочетании с денежно-кредитной политикой играет важнейшую роль в процессе экономического и социального развития области. Бюджет позволяет мобилизовать ресурсы и осуществлять финансовое обеспечение выполнения органами государственной власти своих задач и функций, поддерживать финансовую стабильность в регионе, воздействовать на экономику и стимулировать развитие ее приоритетных направлений, обеспечивать поддержку наименее социально защищенных слоев населения.
Бюджетная система области представлена областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований, каждый из них выполняет обязательства, закрепленные за соответствующими органами общественного управления, на уровне региона и на уровне территорий.
Вместе с тем сложившаяся бюджетная политика региона, как и бюджетная политика государства в целом, нуждается в совершенствовании. Среди приоритетных направлений реализации бюджетной политики области на среднесрочную перспективу необходимо выделить следующие:
внедрение новых механизмов бюджетного планирования и организации исполнения бюджетов;
сохранение социальной ориентации бюджета, приоритетное финансирование социально значимых расходов;
переход к новой системе межбюджетных отношений и распределения финансовой помощи муниципальным образованиям;
упорядочение бюджетного процесса на региональном уровне и в муниципальных образованиях, внедрение современных информационных технологий сопровождения бюджетной работы;
строгое соблюдение действующего законодательства Российской Федерации при формировании и исполнении бюджета, недопущение случаев нарушения бюджетного и налогового законодательства;
расширение действующей налогооблагаемой базы региона, мобилизация имеющихся ресурсов в бюджеты всех уровней, снижение задолженности и недоимки по налогам и сборам;
регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы региона, обеспечение своевременной выплаты заработной платы;
проведение мониторинга бюджетного сектора, инвентаризация и оптимизация сети учреждений, бюджетных расходов;
обеспечение своевременности расчетов с поставщиками энергоресурсов;
организация и проведение среднесрочного бюджетного планирования, реализация принципа "скользящей трехлетки";
формирование бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств;
распределение бюджетных ресурсов только на конкурентной основе и на основе торгов;
разработка и внедрение системы финансовых и административных стимулов эффективного использования средств;
инвентаризация и упорядочение количества областных целевых программ, введение ведомственных и бюджетных целевых программ;
реализация бюджетирования, ориентированного на результат, проведение мониторинга результативности бюджетных расходов;
введение в практику докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности, проведение реформы бюджетной классификации и учета,
недопущение нецелевого расходования средств;
финансовое обеспечение реализации на территории региона Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", своевременное финансирование предусмотренных данным законом расходных обязательств;
реализация финансовых аспектов Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация на территории области формирования и исполнения бюджетов муниципальных районов, городских округов и поселений.
Осуществление указанных мероприятий в области бюджетной политики позволит обеспечить привлечение необходимых ресурсов в бюджетную систему области, оптимизировать и повысить результативность бюджетных расходов.