БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
(с изменениями на 10 июня 2002 года)
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
Закона Брянской области от 29.12.2005 N 113-З
____________________________________________________________________
_________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Брянской области от 10.06.2002 N 35-З.
_________________________________________
Принят
Брянской областной Думой
29 сентября 1999 года
Настоящий Закон устанавливает общие принципы организации территориального общественного самоуправления как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, определяет правовые, экономические и финансовые основы территориального общественного самоуправления, порядок и гарантии его осуществления в Брянской области.
Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях сельсоветов (сельских округов), поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
1. Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
иные федеральные законы;
Устав Брянской области;
Закон Брянской области "О местном самоуправлении в Брянской области";
настоящий Закон, иные законы Брянской области и другие нормативные правовые акты органов государственной власти;
уставы муниципальных образований;
нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
уставы территориального общественного самоуправления.
2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим и другими законами области.
1. Граждане Российской Федерации, проживающие на соответствующей части территории муниципального образования, осуществляют свое право на территориальное общественное самоуправление путем участия в собрании (сходе), конференции граждан и других формах прямого волеизъявления, а также через выборные органы и выборных лиц территориального общественного самоуправления.
2. Граждане, проживающие на соответствующей части территории муниципального образования, имеют равные права на осуществление территориального общественного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, вправе избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления, избирать выборных лиц и быть избранными выборными лицами территориального общественного самоуправления, получать полную и достоверную информацию о деятельности органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления.
1. Система территориального общественного самоуправления включает в себя собрания (сходы), конференции граждан, опросы населения, иные формы непосредственной демократии, а также органы и выборных лиц территориального общественного самоуправления по месту жительства граждан.
2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются соответствующим представительным органом местного самоуправления по представлению главы муниципального образования (организационно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования) с учетом мнения населения соответствующей территории, выраженного на собрании (сходе), конференции граждан или путем их опроса, а также с учетом исторических, культурных и иных местных традиций, социально-экономических, жилищных, коммунальных и других признаков целостности территории.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется на следующих основных принципах:
- законности;
- защиты прав и законных интересов населения, прав и свобод человека и гражданина;
- свободного волеизъявления граждан через общие собрания (сходы), конференции, опросы населения;
- выборности органов территориального общественного самоуправления, выборных лиц территориального общественного самоуправления, подотчетности и подконтрольности их населению;
- самостоятельности территориального общественного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе экономической и финансовой;
- взаимодействия территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления в осуществлении общих задач и функций;
- многообразия форм организации территориального общественного самоуправления и самостоятельного их определения населением;
- широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения;
- сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов всего муниципального образования;
- гласности и учета общественного мнения;
- гарантии и ответственности территориального общественного самоуправления.
1. Территориальное общественное самоуправление является составной частью системы местного самоуправления, в пределах своих полномочий взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления, обеспечивая на территории муниципального образования реализацию принципов народовластия, развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов местного значения, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.
2. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления создают необходимые правовые, организационные и иные условия для становления и развития территориального общественного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление.
3. Органы местного самоуправления, осуществляя взаимодействие с территориальным общественным самоуправлением:
1) содействуют созданию и деятельности системы территориального общественного самоуправления;
2) оказывают помощь инициативным группам граждан, органам (выборным лицам) территориального общественного самоуправления в проведении собраний (сходов), конференций граждан, опросов населения и принимают в них участие;
3) принимают нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления, содействуют в разработке уставов территориального общественного самоуправления;
4) вправе передавать на договорной основе органам территориального общественного самоуправления свои отдельные полномочия с одновременным предоставлением необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов, а также контролировать деятельность органов (выборных лиц) территориального общественного самоуправления в части реализации делегированных полномочий и расходования выделенных средств;
5) вправе устанавливать сферы совместной компетенции с территориальным общественным самоуправлением по согласованию с ним, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с территориальным общественным самоуправлением;
6) оказывают финансовую поддержку социальным программам территориального общественного самоуправления;
7) предоставляют органам территориального общественного самоуправления помещения для осуществления их деятельности;
8) координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, содействуют им в осуществлении их полномочий, оказывают им организационную и методическую помощь;
9) оказывают содействие в регистрации уставов территориального общественного самоуправления;
10) заключают договора с органами (выборными лицами) территориального общественного самоуправления;
11) способствуют выполнению решений территориального общественного самоуправления, принятых собраниями (сходами), конференциями граждан, иными органами территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;
12) учитывают в своих решениях мнение населения, полученное территориальным общественным самоуправлением при проведении собраний (сходов), конференций граждан, в результате опросов;
13) вправе приостанавливать действие решений органов (выборных лиц) территориального общественного самоуправления в случаях их противоречия федеральным законам и законам области до приведения их в соответствие с указанными законами;
14) содействуют в организации подготовки и обучении работников органов территориального общественного самоуправления;
15) осуществляют другие полномочия по взаимодействию с территориальным общественным самоуправлением в соответствии с настоящим Законом.
4. Органы территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования имеют право на правотворческуто инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные органами территориального общественного самоуправления в органы местного самоуправления, а также иные решения органов территориального общественного самоуправления, обращенные к органам местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.
5. Наделение органов территориального общественного самоуправления отдельными полномочиями органов местного самоуправления осуществляется только решениями органов местного самоуправления на основе совместных договоров с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Условия и порядок контроля за осуществлением органами территориального общественного самоуправления переданных им полномочий органов местного самоуправления определяются решениями органов местного самоуправления.
6. Представители органов территориального общественного самоуправления, выборные лица территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей части территории муниципального образования.
7. Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь территориального общественного самоуправления, изучают мнение жителей соответствующей части территории муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы этих жителей.
1. В ведении территориального общественного самоуправления находятся:
1) владение, пользование и распоряжение собственностью территориального общественного самоуправления;
2) защита прав и законных интересов населения соответствующей территории в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
3) создание за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических и физических лиц, общественных объединений объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечение их содержания и эксплуатации;
4) создание в установленном законодательством порядке предприятий и организаций, удовлетворяющих потребности населения в товарах и услугах;
5) содействие органам местного самоуправления в осуществлении общественного контроля за:
- выполнением условий владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, в том числе - приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной на соответствующей территории;
- соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания установленных законодательством прав потребителей;
- содержанием дорог, тротуаров, дворов, мест захоронения, иных территорий, объектов коммунального хозяйства и благоустройства, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладений и устранению аварийных ситуаций;
- использованием земель на соответствующей территории;
6) привлечение предприятий, учреждений, организаций к участию в решении социально-экономических вопросов на соответствующей территории;
7) разработка и представление органам местного самоуправления проектов планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов и программ экономического и социального развития муниципального образования, принимаемых органами местного самоуправления;
8) оказание социальной поддержки и содействие занятости населения;
9) содействие мерам санитарного, эпидемиологического, экологического и пожарного контроля, обеспечению санитарного благополучия населения соответствующей территории, участие в общественных мероприятиях по благоустройству и озеленению территории;
10) содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
11) проведение работы с детьми и подростками, содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
12) организация акций милосердия и благотворительности, содействие в их проведении органам государственной власти и органам местного самоуправления, благотворительным фондам, гражданам и их объединениям;