БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
(с изменениями на 12 июля 2006 года)
________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Брянской области от 08.12.2004 N 82-З;
Законом Брянской области от 10.08.2005 N 56-З;
Законом БРянской области от 12.07.2006 N 62-З.
________________________________________
Принят
Брянской областной Думой
29 апреля 1999 года
Настоящий Закон направлен на правовое регулирование отношений в сфере образования и определяет принципы государственной политики, особенности построения, содержания и деятельности системы образования на территории Брянской области.
Образование в Брянской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством, Уставом Брянской области и иными нормативными правовыми актами.
1. В Брянской области (далее - области) реализуется принцип приоритетности образования, которое признается сферой первостепенных интересов всего населения области, служит удовлетворению потребности граждан в образовании во всестороннем развитии, приобщении к достижениям отечественной и мировой культуры.
2. Действие настоящего Закона распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
3. Воспитательный процесс в сфере образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями концепции воспитания молодежи Брянской области.
4. Образовательные учреждения являются источником знаний, центром культуры, формирования свободной, социально-активной и всесторонне развитой личности.
5. Образование играет основополагающую роль в социально-экономическом, политическом и духовном развитии общества, определяет будущее нации и региона.
6. Государственная (региональная) образовательная политика основывается на принципах:
1) единства федерального и регионального образовательного пространства, уважения традиций русского народа и Брянского края;
2) гуманистического характера образования;
3) светского характера образования;
4) гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье и окружающей природе;
5) здоровье сохраняющего образования, основанного на научной технологии обучения, гармоничном сочетании трудовой деятельности, занятии спортом, организации досуга и культурного отдыха учащейся молодежи;
6) национально-ориентированного образования, обращенного к национальной культуре, глубокому усвоению истории России, традиций и обычаев русского народа, достижений мировой культуры;
7) единства воспитания и обучения, формирования высокодуховной, нравственно и физически здоровой, граждански зрелой личности;
8) государственно-общественного, демократического характера управления образованием;
9) обязательности экологического образования в системе дошкольного, общего, профессионального образования.
10) особенности образования, адаптированности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
1. В области в целях реализации прав граждан на образование создаются необходимые условия, гарантирующие получение образования, соответствующего их потребностям и способностям.
2. В целях удовлетворения потребностей населения в воспитании, развитии, охране и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в области действует и развивается сеть дошкольных образовательных учреждений.
Основная часть расходов на содержание детей государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
3. В целях удовлетворения потребностей населения в формировании культуры личности, адаптации граждан к жизни в обществе, создания основ для осознанного выбора профессии в области действует и развивается сеть учреждений начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, а также сеть учреждений дополнительного образования для детей.
Гарантируется получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральным законодательством в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (в ред. Закона Брянской области от 08.12.2004 N 82-З).
4. Для лиц, имеющих отклонения в развитии, проблемы в обучении и воспитании, а также для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением создается сеть государственных и муниципальных специальных (коррекционных) и специальных образовательных учреждений в соответствии с федеральным и областным законодательством.
5. В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей и интересов граждан в рамках каждого уровня профессионального образования создается и развивается сеть учреждений дополнительного профессионального образования.
Порядок и условия получения бесплатного дополнительного профессионального образования на территории области устанавливаются настоящим Законом, иными нормативными актами области и органов местного самоуправления.
6. Брянская областная Дума и администрация Брянской области оказывают содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им именных степендий. Основания и порядок предоставления таких степендий устанавливаются нормативными вышеназванных органов государственной власти области.
1. Лицам, проживающим на территории области, предоставляется право свободного выбора форм обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Дошкольное образование предполагает воспитание и образование в семье и (или) дошкольном образовательном учреждении. При семейном образовании родители ребенка имеют право на бесплатное ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования и на диагностику уровня развития и способностей ребенка в муниципальных образовательных учреждениях.
3. Обучение на начальной и основной ступенях общего образования для обучающихся, не достигших 16-летнего возраста, осуществляется, как правило, в очной форме.
По желанию родителей допускается обучение их детей по программам начального и основного общего образования в форме семейного образования. В этом случае в целях осуществления контроля за соблюдением обязательности основного общего образования обучающийся в форме семейного образования прикрепляется к муниципальному образовательному учреждению, обслуживающему территорию, на которой он проживает. Данное образовательное учреждение в согласованные с родителями сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям консультации по методическим и иным вопросам, связанным с образованием и воспитанием.
Обучающиеся на начальной и основной ступенях образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и программ в целом.
1. Воспитание и обучение в образовательных учреждениях любой формы собственности, расположенных на территории области, ведется на государственном языке - русском.
2. По выбору обучающихся, их родителей (законных представителей) и по решению учредителя, при наличии базы и кадров, в образовательном учреждении изучается один или несколько иностранных языков.
3. Гражданам Российской Федерации, других национально-государственных и национально-территориальных образований, постоянно проживающим на территории области, оказывается содействие в организации различных дополнительных форм воспитания и обучения на родном языке при наличии в общеобразовательных учреждениях необходимых для этого условий.
1. Государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимально допустимый объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
3. Государственный образовательный стандарт включает в себя федеральный и региональный компоненты, обязательные для исполнения на территории области. Региональный компонент, разработка которого организуется с участием учебных заведений, педагогической общественности, утверждается Брянской областной Думой по представлению администрации области.
4. Образовательные учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с государственными образовательными стандартами, имеют право на государственную аккредитацию и на представление своих выпускников к государственной (итоговой) аттестации.
5. Завышение требований к образовательной подготовке при итоговой аттестации выпускников по сравнению с требованиями государственных образовательных стандартов недопустимо.
1. Образование в области является частью системы образования Российской Федерации и представляет совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
2. К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
4) профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского);
5) учреждения дополнительного образования детей (в ред. Закона Брянской области от 08.12.2004 N 82-З);
6) специальные для детей и подростков девиантного поведения;
7) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
8) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
9) центры социально-педагогической помощи детям и подросткам,
10) дополнительного образования для взрослых;
12) иные образовательные учреждения.
3. По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:
1) государственные (федеральные и областные);
2) муниципальные
3) негосударственные (частные, , общественных и религиозных организаций (объединений));
4. Образовательное учреждение, организация приобретает право на ведение образовательной деятельности с момента получения государственной лицензии.
Государственным, областным и муниципальным образовательным учреждениям и организациям, расположенным на территории области, разрешение (лицензия) выдается федеральным, областным органом управления образованием в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Участие иностранных организаций и граждан в учредительстве общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования, подведомственных администрации области, допускается только с согласия администрации области (в ред. Закона Брянской области от 08.12.2004 N 82-З).
6. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.
7. По инициативе студентов, учащихся в образовательных учреждениях области могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями в рамках законодательства Российской Федерации и Брянской области.
Администрация учреждения обязана оказывать педагогическое содействие в работе таких объединений и организаций.
1. Общее управление системой образования осуществляется администрацией области в соответствии с федеральным и областным законодательством. Администрация области формирует областной орган управления образованием, утверждает положение о нем, руководит им, назначает и увольняет руководителей этого органа (по согласованию с федеральным органом управления образованием).
2. Управление муниципальной системой образовательных учреждений и организаций осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные органы управления образованием на подведомственной территории. Деятельность муниципальных органов управления образованием осуществляется в соответствии с уставами муниципальных образований по согласованию с вышестоящими организациями.
Основными задачами органов управления образованием являются:
1) правовое и экономическое обеспечение государственных гарантий и защиты получение образования;
2) координация деятельности государственных образовательных учреждений и организаций по реализации прав граждан на образование;
3) привлечение средств негосударственных организаций для оказания помощи образовательным учреждениям всех типов в реализации их уставной деятельности.