Недействующий


БРЯНСКАЯ  ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

Об образовании

(с изменениями на 12 июля 2006 года)

________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Брянской области от 08.12.2004 N 82-З;
     Законом Брянской области от 10.08.2005 N 56-З;
     Законом БРянской области от 12.07.2006 N 62-З.     
________________________________________                    

     Принят
Брянской областной Думой
 29 апреля 1999 года




Настоящий Закон направлен на правовое регулирование отношений в сфере образования и определяет принципы государственной политики, особенности построения, содержания и деятельности системы образования на территории Брянской области.

Образование в Брянской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством, Уставом Брянской области и иными нормативными правовыми актами.

Раздел 1. Общие положения


Статья 1. Государственная (региональная)
политика в области образования

1. В Брянской области (далее - области) реализуется принцип приоритетности образования, которое признается сферой первостепенных интересов всего населения области, служит удовлетворению потребности граждан в образовании во всестороннем развитии, приобщении к достижениям отечественной и мировой культуры.

2. Действие настоящего Закона распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

3. Воспитательный процесс в сфере образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями концепции воспитания молодежи Брянской области.

4. Образовательные учреждения являются источником знаний, центром культуры, формирования свободной, социально-активной и всесторонне развитой личности.

5. Образование играет основополагающую роль в социально-экономическом, политическом и духовном развитии общества, определяет будущее нации и региона.

6. Государственная (региональная) образовательная политика основывается на принципах:

1) единства федерального и регионального образовательного пространства, уважения традиций русского народа и Брянского края;

2) гуманистического характера образования;

3) светского характера образования;

4) гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье и окружающей природе;

5) здоровье сохраняющего образования, основанного на научной технологии обучения, гармоничном сочетании трудовой деятельности, занятии спортом, организации досуга и культурного отдыха учащейся молодежи;

6) национально-ориентированного образования, обращенного к национальной культуре, глубокому усвоению истории России, традиций и обычаев русского народа, достижений мировой культуры;

7) единства воспитания и обучения, формирования высокодуховной, нравственно и физически здоровой, граждански зрелой личности;

8) государственно-общественного, демократического характера управления образованием;

9) обязательности экологического образования в системе дошкольного, общего, профессионального образования.

10) особенности образования, адаптированности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Статья 2. Реализация прав граждан на образование

1. В области в целях реализации прав граждан на образование создаются необходимые условия, гарантирующие получение образования, соответствующего их потребностям и способностям.

2. В целях удовлетворения потребностей населения в воспитании, развитии, охране и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в области действует и развивается сеть дошкольных образовательных учреждений.

Основная часть расходов на содержание детей государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

3. В целях удовлетворения потребностей населения в формировании культуры личности, адаптации граждан к жизни в обществе, создания основ для осознанного выбора профессии в области действует и развивается сеть учреждений начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, а также сеть учреждений дополнительного образования для детей.

Гарантируется получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральным законодательством в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (в ред. Закона Брянской области от 08.12.2004 N 82-З).

4. Для лиц, имеющих отклонения в развитии, проблемы в обучении и воспитании, а также для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением создается сеть государственных и муниципальных специальных (коррекционных) и специальных образовательных учреждений в соответствии с федеральным и областным законодательством.

5. В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей и интересов граждан в рамках каждого уровня профессионального образования создается и развивается сеть учреждений дополнительного профессионального образования.

Порядок и условия получения бесплатного дополнительного профессионального образования на территории области устанавливаются настоящим Законом, иными нормативными актами области и органов местного самоуправления.

6. Брянская областная Дума и администрация Брянской области оказывают содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им именных степендий. Основания и порядок предоставления таких степендий устанавливаются нормативными вышеназванных органов государственной власти области.

Статья 3. Реализация прав граждан на свободный
 выбор формы обучения

1. Лицам, проживающим на территории области, предоставляется право свободного выбора форм обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Дошкольное образование предполагает воспитание и образование в семье и (или) дошкольном образовательном учреждении. При семейном образовании родители ребенка имеют право на бесплатное ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования и на диагностику уровня развития и способностей ребенка в муниципальных образовательных учреждениях.

3. Обучение на начальной и основной ступенях общего образования для обучающихся, не достигших 16-летнего возраста, осуществляется, как правило, в очной форме.

По желанию родителей допускается обучение их детей по программам начального и основного общего образования в форме семейного образования. В этом случае в целях осуществления контроля за соблюдением обязательности основного общего образования обучающийся в форме семейного образования прикрепляется к муниципальному образовательному учреждению, обслуживающему территорию, на которой он проживает. Данное образовательное учреждение в согласованные с родителями сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям консультации по методическим и иным вопросам, связанным с образованием и воспитанием.

Обучающиеся на начальной и основной ступенях образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и программ в целом.

Статья 4. О языке воспитания и обучения

1. Воспитание и обучение в образовательных учреждениях любой формы собственности, расположенных на территории области, ведется на государственном языке - русском.

2. По выбору обучающихся, их родителей (законных представителей) и по решению учредителя, при наличии базы и кадров, в образовательном учреждении изучается один или несколько иностранных языков.

3. Гражданам Российской Федерации, других национально-государственных и национально-территориальных образований, постоянно проживающим на территории области,  оказывается содействие в организации различных дополнительных форм воспитания и обучения на родном языке при наличии в общеобразовательных учреждениях необходимых для этого условий.

Статья 5. Областной компонент образовательных стандартов

1. Государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимально допустимый объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.

2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

3. Государственный образовательный стандарт включает в себя федеральный и региональный компоненты, обязательные для исполнения на территории области. Региональный компонент, разработка которого организуется с участием учебных заведений, педагогической общественности, утверждается Брянской областной Думой по представлению администрации области.

4. Образовательные учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с государственными образовательными стандартами, имеют право на государственную аккредитацию и на представление своих выпускников к государственной (итоговой) аттестации.

5. Завышение требований к образовательной подготовке при итоговой аттестации выпускников по сравнению с требованиями государственных образовательных стандартов недопустимо.

Раздел II. Система образования в области


Статья 6. Понятие системы образования

1. Образование в области является частью системы образования Российской Федерации и представляет совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

2. К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

4) профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского);

5) учреждения дополнительного образования детей (в ред. Закона Брянской области от 08.12.2004 N 82-З);

6) специальные для детей и подростков девиантного поведения;

7) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

8) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

9) центры социально-педагогической помощи детям и подросткам,

10) дополнительного образования для взрослых;

12) иные образовательные учреждения.

3. По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:

1) государственные (федеральные и областные);

2) муниципальные

3) негосударственные (частные, , общественных и религиозных организаций (объединений));

4. Образовательное учреждение, организация приобретает право на ведение образовательной деятельности с момента получения государственной лицензии.

Государственным, областным и муниципальным образовательным учреждениям и организациям, расположенным на территории области, разрешение (лицензия) выдается федеральным, областным органом управления образованием в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Участие иностранных организаций и граждан в учредительстве общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования, подведомственных администрации области, допускается только с согласия администрации области (в ред. Закона Брянской области от 08.12.2004 N 82-З).

6. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.

7. По инициативе студентов, учащихся в образовательных учреждениях области могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями в рамках законодательства Российской Федерации и Брянской области.

Администрация учреждения обязана оказывать педагогическое содействие в работе таких объединений и организаций.

Раздел III. Управление системой образования области


Статья 7. Компетенция области в системе образования

1. Общее управление системой образования осуществляется администрацией области в соответствии с федеральным и областным законодательством. Администрация области формирует областной орган управления образованием, утверждает положение о нем, руководит им, назначает и увольняет руководителей этого органа (по согласованию с федеральным органом управления образованием).

2. Управление муниципальной системой образовательных учреждений и организаций осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные органы управления образованием на подведомственной территории. Деятельность муниципальных органов управления образованием осуществляется в соответствии с уставами муниципальных образований по согласованию с вышестоящими организациями.

Статья 8. Основные задачи органов управления образованием

Основными задачами органов управления образованием являются:

1) правовое и экономическое обеспечение государственных гарантий и защиты получение образования;

2) координация деятельности государственных образовательных учреждений и организаций по реализации прав граждан на образование;

3) привлечение средств негосударственных организаций для оказания помощи образовательным учреждениям всех типов в реализации их уставной деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»