Недействующий


БРЯНСКАЯ   ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


О собраниях (сходах) граждан в муниципальных образованиях Брянской области



     Принят
 Брянской областной Думой
5 ноября 1998 года


Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет основные принципы организации и проведения собраний (сходов) граждан в муниципальных образованиях Брянской области, пределы компетенции, порядок принятия решений.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Собрание (сход) граждан

1. Собрание (сход) граждан - форма прямого волеизъявления граждан, при которой население муниципального образования (сельского поселения, иной территории) непосредственно участвует в решении вопросов местного значения посредством совместного обсуждения и голосования.

2. В случае проведения собрания (схода) граждан на всей территории муниципального образования по вопросам местного значения, отнесенным к ведению соответствующего муниципального образования, собрание (сход) граждан является формой осуществления местного самоуправления.

Собрание (сход) граждан в этом случае в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления.

Компетенция и порядок работы собрания (схода) граждан при осуществлении им полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

3. В случае проведения собрания (схода) граждан на определенной части территории муниципального образования, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление по вопросам, отнесенным к ведению этого территориального общественного самоуправления, собрание (сход) граждан является формой осуществления территориального общественного самоуправления.

4. В случае проведения собрания (схода) граждан на всей территории муниципального образования или на его определенной части, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, по вопросам, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории, собрание (сход) граждан является формой выявления мнения населения.

5. Собрание (сход) граждан в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

6. В случае невозможности проведения собрания (схода) граждан с одновременным охватом всего населения муниципального образования или его определенной части собрания (сходы) граждан могут проводиться на частях соответствующей территории с суммированием их результатов при условии полного охвата такими собраниями (сходами) граждан всего муниципального образования или его определенной части.

Собрания (сходы) граждан на частях соответствующей территории проводятся в порядке, установленном настоящим законом.

Статья 2. Законодательная основа деятельности собраний (сходов) граждан

Собрания (сходы) граждан руководствуются в своей работ Конституцией Российской федерации, законодательством Российской федерации и Брянской области, уставами муниципальных образований.

Статья 3. Общие принципы проведения собрания (схода) граждан

1. Собрание (сход) граждан проводится на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления.

2. Граждане участвуют в работе собрания (схода) граждан лично, на добровольной основе. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в собрании (сходе) граждан, а также на его свободное волеизъявление.

3. Гражданам, общественным объединениям гарантируется право беспрепятственной агитации "за" или "против" предложения о созыве собрания (схода), проекта решения, выносимого на собрание (сход) граждан.

4. Граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, участвуют в собрании (сходе) граждан на равных основаниях. Каждый участник собрания (схода) обладает одним голосом.

5. По вопросам, выносимым на собрание (сход) граждан, проводится открытое или тайное голосование.

6. Принятие решения на собрании (сходе) граждан открытым голосованием осуществляется путем поднятия руки.

7. Контроль за волеизъявлением граждан при тайном голосовании не допускается.

8. Собрание (сход) граждан в случае осуществления им полномочий представительного органа местного самоуправления считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Правомочность собрания (схода) граждан в иных случаях, предусмотренных настоящим законом, определяется уставом муниципального образования.

Если правомочность собрания (схода) граждан уставом муниципального образования не определена, собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем не менее 25 процентов жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

9. На рассмотрение собрания (схода) граждан вносятся вопросы местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Статья 4. Гласность при проведении собраний (сходов) граждан

Собрание (сход) граждан проводится в обстановке открытости и гласности. На них могут приглашаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, средств массовой информации, общественных объединений.

Статья 5. Право граждан на участие в собрании (сходе) граждан

1. Правом на участие в собрании (сходе) граждан обладают граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего муниципального образования в Брянской области, на которой проводится собрание (сход), и достигшие на день проведения собрания (схода) 18-летнего возраста.

2. В уставе муниципального образования может быть предусмотрено участие в собрании (сходе), являющемся формой осуществления территориального общественного самоуправления, граждан, проживающих на соответствующей территории, достигших на день проведения собрания (схода) 16-летнего возраста, а также иных категорий граждан.

3. Не имеют права участвовать в собраниях (сходах) граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в собрании (сходе) граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания на данной территории запрещаются.

ГЛАВА 2. СОЗЫВ СОБРАНИЯ (СХОДА) ГРАЖДАН


Статья 6. Инициатива созыва собрания (схода) граждан

1. Собрание (сход) граждан, являющееся формой осуществления местного самоуправления, проводится по инициативе:

одной трети от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления;

главы муниципального образования;

граждан Российской Федерации в количестве не менее чем 5 процентов от числа проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в собрании (сходе).

2. Инициатива депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования оформляется в письменной форме с указанием вопросов, которые предполагается рассмотреть на собрании (сходе) граждан, и направляется в представительный орган местного самоуправления.

3. Требование о проведении собрания (схода) граждан по инициативе граждан должно быть оформлено в виде подписных листов, в которых должны быть указаны:

вопрос, вносимый на собрание (сход);

ориентировочные сроки проведения собрания (схода);

фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства (улица, квартал, микрорайон, номер дома и квартиры) гражданина, поддерживающего требование о созыве собрания (схода), его подпись и дата внесения подписи;

фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа члена инициативной группы, собирающего подписи.

Подписные листы подписываются жителями собственноручно и заверяются лицом, осуществляющим сбор подписей с указанием даты заверения.

Оформленные в соответствии с указанными требованиями подписные листы представляются представительному органу местного самоуправления.

4. Собрание (сход) граждан, являющееся формой осуществления территориального общественного самоуправления, может проводиться по инициативе субъектов, предусмотренных уставом муниципального образования.

5. Собрание (сход) граждан, являющееся формой выявления мнения населения, может проводиться по инициативе:

граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе), проживающих на соответствующей территории. Количество жителей муниципального образования или его части, от имени которых может вноситься предложение о созыве собрания (схода), определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

иных субъектов, имеющих право вносить вопросы на рассмотрение представительного органа местного самоуправления или органов государственной власти Брянской области.

Статья 7. Принятие решения о созыве собрания (схода) граждан

1. В случае проведения собрания (схода), являющегося формой осуществления местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня поступления требования о созыве собрания (схода) граждан обязан принять одно из следующих решений:

о созыве собрания (схода) граждан;


об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан в случае нарушений Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, устава муниципального образования, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В случае принятия решения об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан оно может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

В случае принятия решения о созыве собрания (схода) граждан представительный орган местного самоуправления определяет время и место проведения собрания (схода) граждан.

2. Решение о созыве собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

3. Решение о созыве собрания (схода) граждан, являющегося формой выявления мнения населения, принимается соответствующим представительным органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, за исключением решения о созыве собрания (схода) по вопросам образования, объединения, преобразования или упразднения муниципального образования, установления и изменения границ муниципального образования, его наименования, переименования, которое принимается в соответствии с законом Брянской области, регулирующим указанные вопросы, и в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи.

Решение об инициировании органами государственной власти Брянской области созыва собрания (схода), являющегося формой выявления мнения населения, принимается органами государственной власти Брянской области в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом, принимаемым областной Думой.

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ (СХОДА) ГРАЖДАН,
РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ (СХОДА) ГРАЖДАН, ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ


Статья 8. Организация собрания (схода) граждан

1. Подготовку проведение собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления местного самоуправления и выявления мнений населения, подведение его итогов проводит комиссия, члены которой называются представительным органом местного самоуправления одновременно с принятием решения о созыве собрания (схода) граждан.

2. Подготовка, проведение собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Статья 9. Оповещение населения о собрании (сходе) граждан

Организаторы собрания (схода) граждан заблаговременно, не позднее чем за пять дней, оповещает всех жителей, проживающих на территории муниципального образования или части его территории, о времени и месте проведения собрания (схода) граждан и вопросах, которые вносятся на его обсуждение, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, подводные обходы, объявления и иные возможные средства.

Статья 10. Порядок проведения собрания (схода) граждан

Перед открытием собрания (схода) граждан проводится обязательная регистрация его участников.

Регистрация участников собрания (схода) проводится в списках с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства гражданина, участвующего в собрании (сходе), в которых напротив соответствующей фамилии участник собрания (схода) ставит свою подпись.

Результаты регистрации оглашается на собрании (сходе) граждан лицом, уполномоченным открывать собрание (сход) граждан.

Регистрацию участников и открытие собрания (схода) осуществляют лица, уполномоченные на это органом, принявшим решением о созыве собрания (схода) граждан.

Для ведения собрания (схода) граждан избираются председатель, секретарь, и, в случае необходимости, счетная комиссия.

Вопросы повестки для собрания (схода) граждан определяются инициаторами созыва собрания (схода) и утверждаются большинством голосов от числа присутствующих.

Регламент работы собрания (схода) граждан и порядок голосования (открытое или тайное) определяются собранием (сходом) граждан.

Собрание (сход) граждан может применять к лицам, допустившим нарушения общественного порядка в ходе работы собрания (схода) граждан, меры общественного воздействия - предупреждение или порицание. В необходимых случаях собрание (сход) граждан может передавать материалы на лиц, допустивших нарушения общественного порядка, в соответствующие органы для привлечения нарушителей к ответственности в установленном законом порядке.

Статья 11. Протокол собрания (схода) граждан

На собрании (сходе) граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения собрания (схода), общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в собрании (сходе) граждан, количество гран, участвующих в собрании (сходе), фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии собрания (схода) граждан, повестка дня, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения.

Протокол собрания (схода) граждан заполняется ручкой. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем собрания (схода) граждан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»