Недействующий


БРЯНСКАЯ   ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


Об охране и использовании объектов историко-культурного
 наследия на территории Брянской области  



Принят
Брянской областной Думой
11 декабря 1997 года

РАЗДЕЛ 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия

Культурным наследием Брянской области являются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историкокультурные территории, значимые для сохранения и развития самобытности населения области, его вклада в развитие России и мировую цивилизацию.

Статья 2. Виды памятников культуры

1. В соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры"от 15.12.78г. и другими законодательными актами к объектам историко-культурного наследия относятся:

1.1. Памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также развитием науки и техники, культуры и быта народа, с жизнью выдающихся людей, народных героев, деятелей науки, культуры и искусства.

1.2. Памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

1.3. Памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты.

2. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

3. К памятникам истории и культуры относятся объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментированном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

Статья 3. Земли историко-культурного назначения

1. Земли, на которых (и в которых) располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками (музеями-заповедниками), а также занятые учреждениями культуры, и с которыми связано существование традиционных народных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства, являются землями историко-культурного назначения.

2. Земли историко-культурного назначения используются в особом режиме, устанавливаемом а соответствии с законодательством Российской Федерации и Брянской области. Изъятие земель историко-культурного назначения для других надобностей не допускается или ограничивается.

Статья 4. Государственное управление охраной памятников культуры

1. Государственный контроль за охраной и использованием памятников области, а также специально уполномоченным на то государственным органом охраны памятников.

2. Специально уполномоченным государственным органом управления, контроля и осуществления мероприятий по охране, использованию и реставрации памятников истории и культы на территории Брянской области является Брянская областная дирекция по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры управления культуры администрации области (далее по тексту - Дирекция по охране памятников).

Статья 5. Основные функции специально уполномоченного
государственного органа охраны памятников
истории и культуры

1. На Дирекцию по охране памятников возлагаются:

1.1. Организация и выполнение работ по выявлению, обследованию и научному документированию памятников истории и культуры.

1.2. Обеспечение хранения информации по-всем видам памятников истории и культуры.

1.3. Организация разработки, согласования и утверждения в установленном порядке списков памятников, историко-архитектурных, археологических опорных планов, проектов охранных зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта, проектов реставрации, приспособления, использования и музеефикации памятников.

1.4. Рассмотрение представленных на согласование земельных отводов для проектно-изыскательских работ под новое строительство и реконструкцию, архитектурно-планировочных и иных заданий на все виды проектно-изыскательских работ, включая технико-экономическое обоснование, технико-экономический показатель по строительству, реконструкции, решения о сносе исторических построек, не состоящих под государственной охраной как памятники истории и культуры, проектов планировки, реконструкции и иного строительства, иных документов, затрагивающих сохранение историко-культурного наследия и природного ландшафта городов, рабочих поселков, сельских населенных пунктов в пределах их историко-охранных зон. Согласование проводится на стадии технико-экономического обоснования, разработки проекта, выбора земельного участка и т.д.

1.5. Надзор за:

- внешним декоративным, художественным и техническим состоянием памятников истории и культуры;

- ходом нового строительства в охранных зонах памятников на предмет полного соответствия с согласованным проектом;

- эксплуатацией пользователями памятников истории и культуры в полном соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и другими законодательными актами Российской Федерации и Брянской области в области охраны памятников;

- состоянием культурного слоя и памятниками археологии;

- ведением различных работ на памятниках и в их охранных зонах на основе договоров.

1.6. Участие в работе госкомиссий по приемке в эксплуатацию жилых и общественных зданий в охранных зонах памятников истории и культуры вне зависимости от форм собственности застройщика.

1.7. Рассмотрение представленных проектов размещений временных торговых точек (киосков, ларьков, а также других элементов благоустройства) в охранных зонах памятников.

1.8. Постоянный археологический надзор за проведением земляных работ в границах охранных зон памятников археологии.

1.9. Организация и проведение охранно-спасательных, археологических и реставрационных работ на памятниках истории и культуры. 1.10. Постановка памятников на баланс Дирекции по охране памятников с последующей передачей их в арендное пользование предприятиями, учреждениями и организациями с взиманием арендной платы в установленном порядке.

1.11. Заключение договоров аренды объектов недвижимости, включенных в перечень памятников истории и культуры.

1.12. Организация использования памятников, оформление от своего имени всех видов охранной документации, выдача разрешений на исследование памятников и производство работ на них.

1.13. Осуществление контроля за соблюдением предприятиями и организациями, независимо от ведомственной подчиненности, и гражданами правил охраны, использования памятников истории и культуры, находящихся в их пользовании или собственности, а также выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных и других работ.

1.14. Принятие мер к нарушителям законодательства через административные комиссии организационно-распорядительных органов местного самоуправления, прокуратуру, суд.

1.15. Осуществление технического надзора за направленностью, методикой и качеством ремонтно-реставрационных работ на памятниках.

1.16. Научно-методическое руководство процессом охраны, изучения и реставрации памятников.

1.17. Установление режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных территорий (мест) и зон охраны памятников. По деятельности на памятниках истории и культуры федерального значения и зонах их охраны помимо согласований Дирекции по охране памятников необходимо согласование в установленном законом порядке на федеральном уровне.

1.18. Выполнение функций заказчика по разработке историко-архитектурных исследований и проектов зон охраны памятников истории и культуры.

2. Правила, инструкции и указания дирекции по охране памятников по вопросам охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры обязательные для граждан, предприятий и организаций, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности.

3. Дирекция по охране памятников имеет право:

3.1. Проверять соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры и в случае необходимости изучать состояние памятников независимо от того,в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся, составлять акты проверки сохранности памятников, давать рекомендации по устранению выявленных нарушений.

3.2. Приостанавливать работы по использованию, реставрации, ремонту, приспособлению к использованию, реконструкции памятников истории и культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках в пределах их территории, зон охраны, историко-культурных заповедных территорий (мест), если эти работы осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов, методов научной реставрации, технических условий и других правил.

3.3. Приостанавливать строительные, мелиоративные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры либо нарушений правил их охраны.

3.4. Заключать договоры на проведение археологических раскопок, разведок, надзора, консервацию и музеефикацию выявленных объектов.

3.5. Создавать в установленном порядке комиссии для осуществления мероприятий по охране, использованию, реставрации, изучению, описанию и пропаганде памятников истории и культуры.

3.6. Осуществлять страховую защиту недвижимости памятников в порядке и на условиях, согласованных с Министерством культуры Российской Федерации.

3.7. Готовить материалы и выходить с предложениями о лишении лицензий и сертификатов, открытых листов на право деятельности по использованию, реставрации, ремонту, реконструкции и археологическому исследованию памятников истории и культуры организаций и лиц, грубо нарушивших действующие правила, нормы и методические принципы в сфере охраны культурного наследия.

3.8. Осуществлять выдачу государственных лицензий по деятельности на памятниках истории и культуры местного значения, готовить заключения по лицензионным документами для федерального лицензионного центра Министерств (Министерство культуры Российской федерации) по памятникам истории и культуры федерального значения.

Статья 6. Инспекция по охране памятников

1. Для осуществления комплекса мероприятий, необходимых для контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов об охране и использовании памятников истории и культуры, Дирекция по охране памятников истории и культуры создает инспекцию штатных и внештатных инспекторов по охране памятников.

2. Функции инспекторов заключаются в периодическом инспектировании памятников, проверке условий их эксплуатации и содержания балансосодержателем, в подготовке материалов и предложений для предотвращения разрушений памятников и для наложения штрафов на физических и юридических лиц, виновных в причинении ущерба памятникам истории и культуры.

3. В своей деятельности инспектор руководствуется действующим федеральным и областным законодательством.

4. Инспектор пользуется правом рассматривать всю необходимую документацию, связанную с планированием, ведением всех видов строительства (мелиоративного, дорожного, жилого, промышленного, инженерных коммуникаций и гидросооружений), реконструкцией, реставрацией с отводом территорий под все виды хозяйствования, пользования, и при изменении форм собственности на землю.

Органы местного самоуправления и руководители предприятий и организаций вне зависимости от их ведомственной подчиненности обязаны представлять инспектору необходимую документацию и оказывать содействие в осуществлении его деятельности.

5. Инспектор обязан сообщить в Дирекцию по охране памятников о результатах проведенной работы оформленными специальными актами: актом проведения инспекции (приложение 1), актом осмотра технического состояния памятника (приложение 2). Акт о проведении инспекции памятников культуры и акт осмотра технического состояния памятника культуры являются основанием для передачи материалов в административную комиссию при органе местного самоуправления. Копия акта направляется главе муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, лицу, уполномоченному на то органом местного самоуправления).

Статья 7. Научно-методический экспертный совет

При Дирекции по охране памятников создается научно-методический экспертный совет с целью привлечения краеведов, историков, архитекторов, археологов для осуществления общественного контроля за охраной и использованием памятников истории и культуры, оказания научно-методической помощи, рассмотрения представленных на согласование проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, являющихся памятниками культуры, проектов реконструкции и реставрации памятников, решения спорных вопросов.

Экспертный совет формируется на добровольной основе. В него имеют право входить специалисты, имеющие опыт работы в вопросах сохранения культурного наследия.

Экспертный совет возглавляется директором Дирекции по охране памятников и созывается по мере необходимости, но не менее двух раз в год. Структура и порядок работы экспертного совета определяются самим советом.


РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ


Статья 8. Организация государственного учета
 памятников истории и культуры

1. Государственный учет недвижимых памятников культуры является основой системы их государственной охраны. Государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся.

2. Государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.

3. Дирекция по охране памятников проводит работу по выявлению объектов, представляющих историческую, научную или иную культурную ценность; организует проведение экспертизы; в случае установления культурной ценности регистрирует указанные объекты в списках вновь выявленных недвижимых памятников культуры.

4. Объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных недвижимых памятников культуры, до решения вопроса о принятии их на государственную охрану как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

5. Документы государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников, подлежат обязательному постоянному хранению в Дирекции по охране памятников.

Статья 9. Исключение недвижимых памятников истории
и культуры из числа памятников

Исключение недвижимых памятников истории и культуры из числа памятников допускается в исключительных случаях по решению Правительства Российской Федерации.

РАЗДЕЛ 3. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ


Статья 10. Формы собственности на памятники истории и культуры

1. Недвижимые памятники культуры могут находиться в любой форме собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

2. Вопросы собственности на памятники истории и культуры на территории Брянской области регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Брянской области.

Статья 11. Отчуждение памятников истории и культуры
из государственной собственности

1. Недвижимые памятники истории и культуры могут отчуждаться:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»