Недействующий

О реформе жилищно-коммунального хозяйства области


1.1. Направления государственной политики
в жилищно-коммунальной сфере. Состояние и проблемы

Несмотря на принимаемые меры, социально - экономическое состояние Брянской области продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время муниципальный жилищный фонд области составляет 8.3 млн. квадратных метров общей площади, или 65 % от общего жилищного фонда области. В связи с ежегодным снижением объемов проводимых капитальных ремонтов, связанным с отсутствием финансовых ресурсов на их проведение, передачей ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность в неудовлетворительном техническом состоянии, происходит резкое увеличение ветхого и аварийного жилищного фонда, вследствие чего износ всего жилищного фонда области превысил 50%, что в дальнейшем может привести к необратимым негативным последствиям.

Как следствие неудовлетворительного финансирования, продолжается рост задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства перед энергоснабжающими организациями за отпущенные тепловую и электрическую энергию, газ, воду, которая в- целом по области превысила 200 млрд. руб. Дефицит местных бюджетов негативно сказался на выплате заработной платы работникам жилищно-коммунальной сферы, задолженность по которой составляет до одного года, дотации по компенсации затрат на производство тепловой энергии, капитальный ремонт жилищного фонда.

Вместе с тем доля платежей населения в затратах на содержание, ремонт жилищного фонда и коммунальные услуги на 01.01.98 составила 29,5 %, а по оплате жилья (без коммунальных услуг) - 24.6 % (приложение N 1).

Действующие тарифы на оказываемые коммунальные услуги, равно как и нормативы потребления коммунальных услуг, не соответствуют своей реальной стоимости, количеству и качеству. На это в значительной степени повлияло отсутствие региональной программы по сбережению энергоресурсов, воды, в результате чего затраты, связанные с потерей в тепловых сетях, сетях горячего водоснабжения, водопровода, канализации, поставками некачественного газа, ложатся на плечи потребителей.

По-прежнему громоздкой, плохо управляемой сохраняется структура управления жилищно-коммунальным хозяйством области. Служба заказчика создана лишь в Фокинском районе г.Брянска. Ведется работа по ее созданию в остальных районах города Брянска, городах Дятьково, Почепе, Жуковке. Однако в остальных районах области подстраиваются под существующие структуры жилищно-коммунального хозяйства.

Приведенные факторы, состояние экономики области свидетельствуют о том, что единственным, способом преодоления кризиса является реформирование жилищно-коммунального хозяйства, связанное с развитием правовых, финансово-экономических и хозяйственных механизмов перевода жилищно-коммунального хозяйства на безубыточные рыночные, социально ориентированные принципы функционирования и обеспечение населения необходимым уровнем качества и количества предоставляемых услуг на основе совершенствования системы управления и эксплуатации жилищно-коммунальным хозяйством области, перехода на договорные отношения, развития конкурентной среды, совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, снижения расходов на содержание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, обеспечения социальной защиты малообеспеченной части населения области, государственного контроля, антимонопольного регулирования жилищно-коммунального хозяйства.