Жилищная проблема в Брянской области наряду с проблемой занятости и соответственно материальной обеспеченности населения продолжает оставаться наиболее острой из всех социальных проблем.
Свертывание производственной деятельности предприятиями из-за разбалансирования государственной системы обеспеченности сырьевыми ресурсами, взаимосвязи, системы реализации продукции при условиях углубления кризиса взаимонеплатежей привело к безработице, недоимке налоговых платежей в бюджеты всех уровней, отсутствию средств для реализации социальных программ и неплатежеспособности населения.
Нерегулярная и неполная государственная финансовая поддержка жилищного строительства в этих условиях заключалась в финансировании федеральных программ по следующим направлениям:
обеспечение жильем в первую очередь наиболее нуждающихся групп населения, к которым относятся военнослужащие и к ним приравненные, а также лица, уволенные в запас с военной службы или в отставку в связи с расформированием и выводом российских войск из стран Европы, Азии, Балтии и СНГ;
беженцы и вынужденные переселенцы, пострадавшие в результате конфликтов в регионах бывшего СССР, аварии на Чернобыльской АЭС, других аварий и стихийных бедствий;
северяне;
некоторые другие категории граждан, в том числе малоимущие.
Из местного бюджета финансировалось строительство жилых домов для пополнения жилищного фонда социального использования, коммунальное строительство, включая инженерную подготовку территорий для нового жилищного строительства, развитие и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, из бюджетных источников выделялись средства на компенсацию банкам льготного кредитования индивидуального строительства и льгот жилищно - строительным кооперативам, кредиты для развития производственной базы малоэтажного жилищного строительства, средства на развитие инфраструктуры городов и других поселений.
Ввод в эксплуатацию жилых домов (квартир) за 1993-1995гг. за счет консолидируемых средств составил 1272.8 тыс. кв.метров. На эти цели использовано 754,5 млрд.рублей капитальных вложений.
Из года в год сокращается финансирование строительства за счет средств федерального бюджета. Так, в 1993 году было выделено области 66 процентов средств федерального бюджета от предусмотренных , в 1994 году - только 52 процента.
За 1995 год освоено капитальных вложений в строительство жилья в объеме 1132,6 млрд.рублей и только 30 процентов инвестиций составил федеральный бюджет, выделяемый Правительством Российской Федерации на реализацию целевых федеральных программ: "Государственная программа по защите населения от воздействия чернобыльской катастрофы на период до 2000 года", "Дети Чернобыля", "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей", других федеральных программ, принятых в развитие Государственной целевой программы "Жилище".
Основными источниками финансирования капитальных вложений на строительство являлись собственные средства предприятий, на долю которых в 1995 году приходилось 42% всего объема инвестиций в жилищное строительство.
Уменьшилась доля вводимого жилья в государственном, муниципальном секторе области.
Выделяемые инвестиционные ресурсы в последние годы в основном направлялись на завершение ранее начатых объектов, что привело к снижению объемов нового строительства и ввода жилья в последующие годы.
Темпы жилищного строительства, одновременно с ростом его стоимости, опережающим в 5,8 раза рост доходов населения, снизились по сравнению с 1992 годом на 37% и продолжают снижаться.
Если в 1995 году введено 362.2 тыс.кв.метров общей площади жилья, то за 9 месяцев 1996 года в эксплуатацию его введено всего 115.8 тыс.кв.м, или около 1500 квартир.
Сметная стоимость одного кв. метра общей площади возросла:
в многоквартирном кирпичном жилом доме - с 250 рублей в 1991 году до 2.0 млн.рублей в июне 1996 г.;
в крупнопанельном - с 280 рублей до 2.5 млн.рублей;
в индивидуальном частном доме - с 420 рублей до 3.0 млн.рублей.
Продажная стоимость квадратного метра общей площади жилья в домах применяемых серий в 1996 году в городе Брянске достигла 2.5 -2.7 млн.рублей, в городах, поселках области - 2.0 - 2.2 млн.рублей.
Рыночная стоимость новой однокомнатной типовой квартиры достигла в городах области 75 млн.рублей, двухкомнатной - 110 млн.рублей, трехкомнатной - 125 млн.рублей.
В то же время средний месячный доход на душу населения по области на 01.07.96 составил 335 тыс.рублей и темпы роста доходов падают. На указанную дату доходы ниже среднего уровня имели 62 % населения, а у 36.1% населения доходы были ниже прожиточного минимума, установленного в области (277,4 тыс.руб.).
Средняя заработная плата с социальными выплатами составила всего 1,4 размера прожиточного минимума.
Значительное сокращение в 1995-1996гг. объема государственных инвестиций, полный провал политики поддержания инвестиционной активности граждан в жилищном строительстве за счет предоставления из федерального бюджета субсидий, жилищных и ипотечных кредитов, создания фондов жилищного строительства, выпуска жилищных сертификатов и т.п. в условиях снижения доходов населения, наличия инфляционных процессов, роста цен на строительную технику, материалы, продукцию, услуги, действующей прессовой налоговой политики, отсутствия четких законодательных решений земельного вопроса привело к тому, что органы исполнительной власти на местах остались один на один с массой нерешенных проблем в жилищной сфере.
В то же время необходимо отметить возросшую в 1993-1996гг. инвестиционную активность населения в индивидуальном жилищном строительстве.
Доля индивидуального жилья, возводимого гражданами за счет собственных средств и кредитов банков, в общем объеме вводимого жилья возросла по сравнению с 1990 годом на 17 процентов.
При этом в области просматривается широко выраженная тенденция строительства жилых домов улучшенной планировки в 2-3 этажа и повышенный интерес населения к государственному, муниципальному жилью малой этажности.