7.1. Использование собственных средств граждан.
Защиту накопленных гражданами средств на частичное финансирование жилья от инфляционного обесценения предлагается осуществлять, используя возможности рынка ценных бумаг, банковской системы, рынка недвижимости, путем приобретения гражданами жилищных сертификатов (облигаций займов на жилищное строительство), накопления средств на предлагаемых коммерческими банками жилищных накопительных счетах использования средств в размере стоимости, уже имеющегося у граждан недвижимого имущества и другими способами.
Правовая база для применения жилищных сертификатов (облигаций займов на жилищное строительство) установлена Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994г. N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов". Детальное регулирование выпуска этого вида ценных бумаг определено Инструкцией о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных сертификатов на территории, утвержденной постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 12 мая 1995г. N 2.
Накопление средств гражданами может осуществляться на основе банковского законодательства с использованием системы жилищных накопительных счетов в коммерческих банках, что дает гражданам право на получение на приемлемых условиях в соответствии с договором долгосрочного кредита на приобретение жилья.
Действующая система бесплатной приватизации занимаемого гражданами государственного или муниципального жилья, предоставления и приватизации земельных участков для садового и дачного строительства сформировала условия, при которых значительная часть населения может использовать эту собственность в виде начального капитала для улучшения жилищных условий. Предполагается развитие системы по предоставлению коммерческими банками (на период, пока не куплено новое и не продано старое жилье) краткосрочных (примерно на 2-4 месяца) промежуточных кредитов под залог имеющейся старой квартиры.
7.2. Предоставление бюджетных средств гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Одним из основных принципов программы является направление значительной части бюджетных инвестиций в жилищное строительство на поддержку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и способных использовать собственные средства на строительство или иные формы приобретения жилья.
Государственная поддержка нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан может осуществляться путем предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, компенсаций и других форм безвозвратной помощи населению, бюджетного кредитования населения на возвратной основе через существующую банковскую систему.
Базовая схема Государственной целевой программы -"Свой дом" предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья определяется Правительством Российской Федерации. Размер безвозмездной субсидии, выделяемой гражданам, может составлять от 5 до 70 процентов стоимости жилья, зависит от социальной нормы занимаемой площади и времени ожидания в очереди на улучшение жилищных условий.
Предусматривается единый порядок расходования средств, выделяемых из бюджета, по программам безвозмездной государственной помощи различным категориям населения на строительство и иные формы приобретения жилья (программы безвозмездных субсидий, безвозмездной помощи, государственных жилищных сертификатов и другие). Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996г. N 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья" установлено, что право на получение безвозмездной государственной поддержки на строительство и иные формы приобретения жилья будет удостоверяться унифицированным документом свидетельством (взамен существующих различных видов документов). Финансирование безвозмездной государственной поддержки граждан в строительстве и иных формах приобретения жилья будет реализовываться через коммерческие банки, отобранные на конкурсной основе.
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и имеющие достаточные финансовые ресурсы, по желанию вправе получить по решению органов местного самоуправления безвозмездные субсидии в виде доли имущества в не законченных строительством государственных или муниципальных жилых домах, имеющих высокую степень (не менее 80 процентов) технической готовности для завершения их строительства. Правовая основа этого вида субсидирования определена Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994г. N 1181 "О мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством жилых домов". Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в виде субсидии могут использоваться состоящие в федеральной собственности не завершенные строительством (высокой степени технической готовности) жилые дома.
Безвозмездная субсидия, выделяемая за счет местных бюджетов или бюджетов субъектов Российской Федерации, может покрываться путем бесплатного предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам земельных участков в пределах нормативов под индивидуальное жилищное строительство. Рыночная стоимость земельного участка и построенный за счет бюджета всех уровней комплекс инженерной инфраструктуры по решению органов местного самоуправления или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть зачтен в стоимость субсидии.
7.3. Использование кредитных ресурсов коммерческих банков.
Важная роль в новом финансово-кредитном механизме обеспечения доступности жилья отводится совершенствованию кредитно-банковской системы. В Указах Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1180 "О жилищных кредитах" и от 29 марта 1996 г. N 431 "О Новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище" предусмотрено развитие существующих и создание новых кредитных схем, дающих возможность гражданам улучшить жилищные условия, используя следующие виды кредитов:
краткосрочные - сроком на 2-4 месяца, позволяющие гражданину направлять стоимость имеющейся у него приватизированной квартиры для оплаты первоначального взноса при получении долгосрочного кредита на покупку нового жилья;
среднесрочные - сроком от 6 месяцев до 1,5 года, предоставляемые в первую очередь застройщикам на финансирование жилищного строительства;
долгосрочные - на срок от 10 до 25 лет, предоставляемые гражданам на приобретение жилья;
муниципальные займы или кредиты, включая кредиты международных финансовых организаций, на финансирование инженерной инфраструктуры жилой застройки, обеспеченные частью будущих платежей за соответствующие коммунальные услуги.
Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования" способствует интенсификации развития системы долгосрочного кредитования населения в условиях отсутствия закона об ипотеке (залоге недвижимости).
Снижение рисков долгосрочного ипотечного кредитования и привлечение необходимых кредитных ресурсов связаны с различными мерами прямой и косвенной поддержки этой схемы кредитования населения государством.
Дополнительная поддержка определенных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по оплате части стоимости жилья (сверх собственных средств и средств безвозмездных субсидий) будет осуществляться путем долгосрочного кредитования населения на возвратной основе с использованием средств федерального бюджета.
Развитие долгосрочного ипотечного кредитования в целом, а также введение механизма использования средств федерального и областного бюджетов на долгосрочное жилищное кредитование связаны с созданием дополнительных элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих привлечение и распределение инвестиционно-кредитных ресурсов в жилищную сферу. Создается федеральное агентство по ипотечному жилищному кредитованию (далее-именуется -агентство), и по аналогии с федеральным - областное агентство, которое должно способствовать становлению рынка закладных. Основная цель агентства состоит в привлечении кредитных ресурсов в сферу банковского долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
Основные задачи агентства:
подготовка требуемых стандартов и процедур, связанных с долгосрочным ипотечным кредитованием, для банков, желающих продавать свои ипотечные кредиты агентству;
приобретение у коммерческих банков правомочных долгосрочных жилищных ипотечных кредитов;
выпуск под гарантии государства ценных бумаг, обеспеченных приобретенными ипотечными кредитами, для размещения их среди инвесторов.
Для приобретения у банков выданных правомочных долгосрочных жилищных кредитов агентство может использовать:
привлеченные средства институциональных инвесторов и частных лиц, приобретающих ценные бумаги агентства, обеспеченные ипотечными кредитами, залогом недвижимости и гарантиями государства;