Существующий жилищный фонд Брянской области к началу 1996 года состоял из жилых помещений (квартир, домов) 28.2 млн. кв.метров общей площади, в том числе в городах - 17.7 млн. кв.метров, в сельских поселениях - 10.5 млн.кв.метров.
При этом 68.3 % всего жилья находится в частной собственности, 8.2 % - в государственной, 16.8 %- в муниципальной, 6.7 % - в совместной (коллективной) собственности.
Численность населения на 01.01.96 в области составила 1475 тысяч человек,
в том числе в городах - 1005.8 тысячи человек
и в сельских поселениях - 469.2 тысячи человек,
или расчетно - 445 тысяч семей.
Зарегистрировано нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на жилищном учете в администрациях разных уровней на 01.01.96 83346 семей.
Коэффициент семейности составил 3.3.
На жилищном учете состоят категории граждан, которые имеют законодательные жилищные льготы (инвалиды, участники ВОВ, ветераны афганской войны, участники чеченских событий, участники ликвидации аварии, переселенцы из радиоактивных зараженных зон в результате аварии на ЧАЭС, военнослужащие и уволенные в запас, беженцы, малоимущие и молодые семьи, иные льготники).
Необходимо отметить, что число семей, состоящих на жилищном учете в администрациях городов, поселков, сел, по данным ежегодной регистрации, не уменьшается.
На 01.01.93 число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете, составило 86581,
на январь 1994 года - 86336 семей,
на начало 1995 года - 93160 семей,
на 01.01.96 - 83346 семей.
При этом надо учитывать, что в среднем за 1992-1995гг. в области вводилось за счет средств государственного и муниципальных бюджетов примерно 250 тыс.кв.м общей площади жилья и 130 тыс.кв.м жилья за счет частных инвестиций.
Прирост очереди на улучшение жилищных условий происходит в основном за счет прибытия в область военнослужащих, в том числе уволенных в запас, беженцев, переселенцев из чернобыльских зон и районов Крайнего Севера, образования молодых семей, предоставления жилищных льгот, вводимых в действие новыми законодательными актами некоторым категориям граждан, а также за счет отселения семей, проживающих в ветхом и приспособленном жилищном фонде, ежегодное убытие которого составляет 300 тыс.кв.метров (город - 50 тыс.кв.м, село - 250 тыс.кв.м.).
Прогнозная потребность в объемах жилищного строительства должна рассчитываться на основании:
определения количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом демографических, миграционных, климатических и прочих условий в районах области;
определения потребностей этих семей в типах жилья и его качестве;
оценки платежеспособности семей, с учетом их финансовых ресурсов;
оценки возможной поддержки семей, нуждающихся в жилье, со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, территориальных фондов жилищного строительства, предприятий, организаций (субсидии, налоговые льготы, погашение кредитов, безвозмездное выделение земельных территорий, в том числе в собственность, льготы на пользование инженерной инфраструктурой , на оплату коммунальных услуг и т.п.);
оценки возможностей банков в обеспечении семей жилищными кредитами, в том числе на условиях ипотеки, с учетом предоставления им налоговых льгот;
оценки возможности снижения стоимости жилья за счет эффективных планировочных решений и применения эффективных и дешевых материалов, изделий, конструкций и автономных инженерных систем;
оценки возможности привлечения средств иных инвесторов, кроме муниципальных средств и средств граждан;
оценки наличия у семей, нуждающихся в жилье, первоначального капитала в форме недвижимого имущества (квартира, строения, земли и т.п.), и возможности его залога или продажи;
оценки наличия резерва земельных территорий для жилищного строительства;
оценки возможностей территориальных строительных организаций и предприятий, производящих строительные материалы;
оценки возможностей приобретения и доставки недостающего оборудования и материалов за пределами области;
определения объемов бюджетной финансовой поддержки предприятиям промстройиндустрии и промстройматериалов, в том числе малым предприятиям, в их реконструкции и модернизации подструктуру, объем и качество жилья;
определения потребности в создании жилищного фонда социального использования и его объеме;
определения объема бюджетного финансирования НИОКР;
оценки иных факторов.