Действующий

О первоочередных мерах по реализации программы жилищного строительства "Свой дом" (с изменениями на 24 ноября 1997 года)

6. Финансовые аспекты программы


Финансово-кредитный механизм реализации программы формируется с целью повышения доступности приобретения жилья для всех категорий граждан и предусматривает использование средств различных финансовых источников: собственные средства, бюджетные средства и средства фондов (на возвратной и безвозвратной основах), кредитные ресурсы банков.

6.1. Для концентрации и эффективного использования средств, направляемых на жилищное строительство, в контексте жилищной реформы предлагается образовать фонд развития и поддержки жилищного строительства. Источниками поступления средств в активы данного фонда могут стать на территориальном уровне:

средства бюджета;

средства фонда занятости в части организации общественных работ, связанных со строительством, реконструкцией и модернизацией жилья, а также объектов социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры населенных пунктов;

налог на разницу между себестоимостью и продажной стоимостью жилья;

доля налога на недвижимость;

кредиты под гарантии региональных и местных органов власти и управления;

региональные и муниципальные займы с высоким уровнем процента под объекты муниципальной недвижимости;

амортизационные отчисления жилищного сектора;

доля доходов от операций с муниципальной недвижимостью, в том числе с объектами незавершенного строительства;

часть прибыли от продажи местными органами власти инженерно подготовленных участков для частного жилищного строительства.

Основными направлениями использования средств фонда должны являться:

развитие базы строительной индустрии, промышленности строительных материалов, в первую очередь, производства эффективных утеплителей;

строительство социального жилищного фонда;

инженерная подготовка территорий для введения нового жилищного строительства всех форм собственности;

развитие, ремонт и реконструкция объектов жилищнокоммунального хозяйства;

строительство объектов социальной инфраструктуры.

6.2. Анализ доходов граждан показывает, что в настоящее время крайне незначительная часть населения (не более 10 процентов), нуждающегося в улучшении жилищных условий, может единовременно оплатить строительство или приобретение готового дома или квартиры. В связи с этим масштабы инвестиционной активности в жилищной сфере во многом будут зависеть от успешной организации системы финансирования, кредитования и формирования развитой сферы банковских услуг.

В этой связи важное значение имеет создание различных форм финансово-кредитного механизма, таких как институты залога недвижимости и ипотечного кредита, вторичного рынка закладных, расширение перечня имущества, сдаваемого в залог; создание разветвленной сети ссудосберегательных систем и жилищно - строительных банков; предоставление предприятиями кредитов и ссуд своим работникам под льготный процент и погашение уже полученных ими кредитов; льготное или бесплатное предоставление инженерно подготовленных участков земли под жилищное строительство.

В целях активизации жилищных сбережений населения следует стимулировать образование системы целевых накопительных фамильных жилищных счетов (ФЖС), которые могут размещаться в любых государственных и коммерческих банках, имеющих соответствующую лицензию. Источниками аккумуляции средств на фамильных жилищных счетах могут стать:

сбережения населения;

кредиты всех видов и форм, включая полученные под залог недвижимости, под гарантии предприятий, учреждений, организаций;

государственные или муниципальные пособия и субсидии отдельным категориям граждан;

средства предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций, безвозмездно передаваемые своим работникам на улучшение их жилищных условий;

приватизационные чеки.

Субсидирование фамильных жилищных счетов граждан может осуществляться в форме:

освобождения средств граждан, направляемых на эти счета, от подоходных налогов;

освобождения от налогов доходов населения в виде процентов по целевым депозитам;