Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 1997 года N 392


Об утверждении статуса предприятий торговли и
общественного питания на территории области

(с изменениями на 18 ноября 1998 года)

____________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением администрации Брянской области от 18.11.1998 N 409.

____________________________________________________________

В ходе проведения экономических реформ в торговле и общественном питании области произошли коренные преобразования. Изменилась форма собственности, расширилась сеть торговых предприятий, появились новые отраслевые структуры в виде отдельных товариществ, акционерных обществ, оптово-розничных объединений, фирменных магазинов, магазинов-складов и т.д.

Анализ состояния торгового обслуживания и услуг общественного питания показывает, что ряд предприятий не соответствует статусу того или иного типа предприятий торговли и общественного питания. Большинство фирменных магазинов, торговых предприятий "Супермаркет", "Универмаг", "Универсам" и т.п. не отличаются от обычных и не отвечают предъявляемым требованиям. В фирменных магазинах отсутствуют фирменное оформление торгового зала и фасада магазина, фирменные упаковка товаров и одежда для работников, полное наличие ассортимента товаров, вырабатываемых фирмой. Товарный профиль предприятий определяется без учета нормативов обеспеченности населения торговыми площадями по товарным группам. Имеют место факты продажи товаров несвойственного ассортимента. В предприятиях не организованы дополнительные услуги покупателям (раскрой тканей, демонстрация новых изделий, продажа товаров по образцам, отсутствуют отделы "Кафетерий" и т.д.). В ряде мест торговля сложнотехническими товарами осуществляется в небольших торговых предприятиях, не имеющих условий для предпродажной подготовки.

В сфере общественного питания увеличилось число открываемых предприятий с нарушением Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036, санитарных и технологических норм и правил. Предприятия открываются в неприспособленных помещениях (подъездах, павильонах, вагончиках), без оснащения холодильным и технологическим оборудованием, ассортимент выпускаемой продукции разрабатывается без учета типа предприятия, наличия необходимых для выработки продукции производственных помещений. Кулинарная и кондитерская продукция производится с нарушением нормативно-технической документации.

В целях устранения отмеченных недостатков и доведения отдельных предприятий торговли и общественного питания до статуса соответствующего типа предприятия

постановляю:

1. Утвердить статус основных продовольственных и непродовольственных предприятий розничной торговой сети согласно приложению 1.

2. Утвердить Положение о фирменном магазине согласно приложению 2.

3. Утвердить статус основных предприятий общественного питания согласно приложению 3.

4. Руководителям предприятий торговли и общественного питания, предприятий промышленности, имеющих торговую сеть, привести действующие объекты торговли и услуг в соответствие с утвержденным статусом и Положением о типе предприятия.

5. Рекомендовать главам горрайадминистраций усилить контроль за обеспечением соблюдения предприятиями торговли и общественного питания соответствия организации торговли и предоставляемых услуг утвержденному статусу и типу.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Копырнова Б.М. и начальника управления торговли и бытовых услуг Погорелова П.К.

7. Данное постановление опубликовать в печати.

Глава администрации Брянской области
Ю.Е.Лодкин



Приложение 1
к постановлению администрации
Брянской области
от 29.09.97 N 392

Статус основных и дополнительных типов предприятий
розничной торговой сети

УНИВЕРСАМ - магазин самообслуживания продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента повседневного спроса с отделом заказов. Торговая площадь универсама от 400 до 2000 и более квадратных метров.

Для удобства покупателей не менее 10% торговой площади "Универсама" должно быть отведено для организации торговли непродовольственными товарами повседневного спроса.

"Универсам" должен иметь единый узел расчета. "Универсам" дает возможность приобретать все необходимые товары повседневного спроса "под одной крышей", обеспечивает высокий уровень организации торгового процесса, способствует удобному и быстрому совершению покупок, эти предприятия характеризуются высокой культурой обслуживания.

СУПЕРМАРКЕТ - крупный магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Торговая площадь таких магазинов составляет не менее 1000 квадратных метров.

К основным типам продовольственных магазинов также относятся:


магазин типа "ГАСТРОНОМ", осуществляющий торговлю универсальным ассортиментом продовольственных товаров. Торговая площадь магазинов типа "Гастроном" от 400 до 2000 квадратных метров.

В магазинах типа "Гастроном" организуется торговля всеми продовольственными товарами: хлебобулочными, бакалейными, кондитерскими, гастрономическими товарами, рыбой и мясо-молочными продуктами, винно-водочными изделиями, либо безалкогольными напитками, овощами, фруктами.

В магазинах типа "Гастроном" выделяется площадь для организации дополнительных услуг, в том числе: зал приема и выдачи заказов - до 70 квадратных метров и отдел "Кафетерий" - до 30 квадратных метров торговой площади.

ДИЕТИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ - магазин с торговой площадью от 250 до 650 квадратных метров, осуществляющий торговлю, в основном, диетическими и диабетическими продуктами, в том числе: бакалейными, кондитерскими, гастрономическими товарами, мясо-и молокопродуктами, минеральными водами, фруктами. Предусматривается организация отдела "Кафетерий".

ПРОДУКТЫ - магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров (без сопутствующих непродовольственных товаров), с торговой площадью от 150 до 400 квадратных метров, предусматривается наличие "Кафетерия" площадью не менее 18 квадратных метров.

ХЛЕБО-КОНДИТЕРСКИЙ - специализированный магазин, осуществляющий торговлю хлебом и хлебобулочными изделиями, бакалейными товарами, кондитерскими изделиями с торговой площадью от 50 до 200 квадратных метров. Предусматривается отдел "Кафетерий" не менее 18 квадратных метров.

КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ - магазин торговой площадью от 100 до 200 квадратных метров, осуществляющий торговлю всеми группами кондитерских товаров в широком ассортименте. Обязательно наличие отдела "Кафетерий" по продаже разнообразных напитков (чай, кофе, горячее молоко, прохладительные напитки), а также мучных кондитерских изделий, бутербродов, мороженого.

РЫБА - специализированный магазин торговой площадью 150-200 квадратных метров, осуществляющий торговлю рыбой, рыботоварами и рыбной гастрономией, рыбными консервами, пресервами из рыбы.

ОВОЩИ-ФРУКТЫ - специализированный магазин торговой площадью 80-200 квадратных метров по продаже овощей, фруктов, корнеплодов, цитрусовых, квашеных и маринованных овощей, овощных и фруктовых консервов, соков, сушеных и быстрозамороженных плодов и овощей. Предусматривается отдел "Соки" для продажи соков, фруктовых напитков в розлив.

МОЛОКО - специализированный магазин торговой площадью 50-200 квадратных метров по продаже цельномолочной, кисломолочной продукции, творожных изделий, масла животного, жиров, маргарина, сыров, мороженого, молочных консервов.

ВИННО-ВОДОЧНЫЙ - специализированный магазин торговой площадью 75-200 квадратных метров по продаже алкогольных напитков, пива, минеральной воды, безалкогольных фруктовых напитков.

К основным типам непродовольственных магазинов относятся:

УНИВЕРМАГ - это основной тип торговых предприятий с универсальным ассортиментом непродовольственных и продовольственных товаров. Торговая площадь "Универмага" от 3500 до 22000 и более квадратных метров, в зависимости от численности населения города.

В универмагах предусматривается площадь для дополнительных услуг, в том числе:

раскрой тканей,

подгонка готового платья,

демонстрация новых моделей,

гравировка

кафетерий и другие.

Торговля непродовольственными товарами в универмагах организуется по потребительским комплексам:

товары для женщин,

товары для мужчин,

товары для спорта,

товары для дома,

товары для шитья и другие.

Универмаг "ДЕТСКИЙ МИР" с торговой площадью от 2500 до 6500 квадратных метров, осуществляющий торговлю, в основном, товарами детского ассортимента, в том числе: одежда, белье, чулки-носки, головные уборы, белье столовое, постельное, одеяла, обувь, галантерея, парфюмерия, мебель, игрушки, спорттовары, канцелярские товары.

В универмагах "Детский мир" предусматривается площадь для организации дополнительных услуг (100-250 квадратных метров), в том числе: подгонка готового платья, демонстрация новых товаров, растяжка головных уборов, растяжка обуви, помещение для хранения детских колясок, гравировка изделий, кафетерий.

ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ - магазин с универсальным детским ассортиментом торговой площадью от 650 до 2500 квадратных метров, осуществляющий торговлю детскими товарами, кроме мебели.

В магазинах "Товары для детей" предусмотрена площадь для дополнительных услуг и отдела "Кафетерий".

ДОМ ТОРГОВЛИ - магазин торговой площадью от 1000 до 3500 квадратных метров, реализующий предметы гардероба, белье столовое, постельное, одеяла, галантерейные, парфюмерные товары.

В "Доме торговли" не предусматривается организация торговли посудой и предметами домашнего обихода, музыкальными товарами, ювелирными изделиями и часами, но выделяется площадь для организации дополнительных услуг, в том числе: раскрой тканей и подшивка штор, подгонка готового платья, демонстрация новых товаров, растяжка обуви, гравировка, а в "Доме торговли" торговой площадью 3500 квадратных метров - кафетерий (36 квадратных метров).

ОДЕЖДА - специализированный магазин по продаже предметов гардероба, кроме обуви, в том числе: одежды из различных видов сырья (ткани, трикотажа, кожи, меха), белья, чулочно-носочных изделий, головных уборов, белья столового, постельного, одеял, галантерейных, меховых изделий, дополняющих гардероб (муфты, горжетки и др.). Предусматривается помещение для оказания дополнительных услуг и подготовки товаров к продаже (гладильня - не менее 6 квадратных метров).

ОБУВЬ - специализированный магазин по продаже обуви торговой площадью от 250 до 1500 квадратных метров. В магазинах, реализующих обувь предусматриваются торговые площади для продажи сопутствующих товаров (щетки, шнурки, стельки, крем для обуви и т.п.), а также для организации дополнительных услуг.

БЫТОВЫЕ МАШИНЫ И ПРИБОРЫ - специализированный магазин торговой площадью от 250 до 1500 квадратных метров, реализующий сложнотехнические товары.

В ассортимент данных магазинов входят: бытовые машины и приборы, запасные части к ним, осветительная арматура, электроустановочные материалы. В данных предприятиях выделяется площадь для организации предпродажной подготовки.

В магазинах "Бытовые машины и приборы" (торговой площадью 1000 и 1500 квадратных метров) предусматривается площадь для дополнительных услуг, в том числе: демонстрация новых товаров, бюро обслуживания.

ХОЗТОВАРЫ - специализированный магазин, реализующий хозяйственные товары, торговой площадью от 400 до 1500 квадратных метров.

В ассортимент данных типов торговых предприятий входят: хозяйственные товары (инструменты, щетинные товары, садово-огородный инвентарь, клеенка столовая и пр.), посуда и предметы домашнего обихода, в том числе: "стеклофарфоровая посуда, электротовары, стройматериалы, бытовая химия (моющие средства, товары бытовой химии), галантерея (щеточные, зеркальные, пластмассовые изделия), бумажно-беловые товары (салфетки, скатерти, кружева, мешки бумажные, туалетная бумага, прочие товары), фурнитурные товары, станки и инструменты.

В магазинах "Хозтовары" предусматривается площадь для дополнительных услуг.

МЕБЕЛЬ - специализированный магазин торговой площадью 400-3500 квадратных метров, реализующий мебель, ковры, декоративные ткани, тюлегардинные изделия.

В магазинах "Мебель" торговой площадью от 1000 до 3500 квадратных метров предусматривается площадь для организации дополнительных услуг.

СПОРТ-ТУРИЗМ - специализированный магазин торговой площадью от 250 до 1500 квадратных метров, осуществляющий торговлю спортивными товарами, товарами для туризма. В магазинах данных типов организуется торговля мотовелотоварами, автомобилями и автозапчастями.

АВТОМОБИЛИ - специализированный магазин торговой площадью от 1500 до 3500 квадратных метров, осуществляющий торговлю автомобилями, автозапчастями, мотовеломоторами, а также товарами для ухода за автомототехникой.

РАДИОТОВАРЫ - специализированный магазин по продаже радиотоваров, музыкальных товаров и др., торговой площадью от 400 до 1500 квадратных метров, предусматривается площадь для дополнительных услуг, в том числе: бюро обслуживания, музыкальные записи.

ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ - современный тип торговых предприятий. Они являются одной из форм комплексного обслуживания населения. Торговые центры городского значения включают универмаг, гастроном, ресторан, кафе, предприятие бытового обслуживания. Торговые центры обеспечивают высокую культуру обслуживания. Это прогрессивный и перспективный тип торгового предприятия.

ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА (ТПС) - магазин торговой площадью от 30 до 150 квадратных метров, осуществляет торговлю продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости и производит прием заказов от населения на стройматериалы, мебель, сложно-бытовые и другие товары. Данные магазины расположены в районных центрах и в сельской местности. Ассортиментный перечень товаров утверждается правлениями райпо, райпотребсоюза и обязательно согласовывается с отделом потребительского рынка и территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора.

МЕЛКОРОЗНИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ - в дополнение к основным типам предприятий розничной торговой сети организуются предприятия мелкой розницы (палатки, киоски, ларьки, павильоны). В основном они должны размещаться на площадях, вокзалах, в парках, местах массового скопления людей, а также где недостаточно или отсутствуют предприятия розничной торговой сети.

Мелкорозничные предприятия недостаточно удобны для показа и выбора товара. Объекты мелкорозничной сети могут быть стационарными (палатки, киоски, павильоны) и передвижными (тележки, корзины, лотки), автомагазины, автоприцепы, цистерны по продаже кваса, молока, специализированные цистерны по продаже пива при наличии углекислоты. Продажа скоропортящихся продуктов через мелкорозничную сеть разрешается только при наличии холода.

ПАЛАТКА, КИОСК, ЛАРЕК - торговое предприятие, располагающееся в сооружениях легкого некапитального типа и не имеющее торгового зала для покупателей.

ПАВИЛЬОН - торговое предприятие с торговым залом не менее 10 квадратных метров, располагающееся в сооружениях легкого некапитального типа, из сборно-разборных конструкций на фундаменте, имеет привязку к определенному архитектурой месту. Павильон, имеющей торговый зал, рассматривается как магазин, не имеющий торгового зала как палатка, киоск.

Под торговым залом следует понимать часть площади магазина, на которой производится продажа товаров. Площадь торгового зала включает два вида площадей: площадь для размещения торгово-технологического оборудования и площадь для движения покупателей. (в ред. от 18.11.1998 N 409)

Торговля через автоматы - это разновидность мелкорозничной торговли. Через автоматы продается, в основном, газированная вода, квас, пиво, соки, кондитерские изделия, бутерброды, табачные изделия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»