Недействующий

Об утверждении регионального плана действий в области реформирования социальной сферы Брянской области

Здравоохранение

В последние годы в Брянской области происходит резкое ухудшение медико-демографической ситуации. Снижается продолжительность жизни, растет показатель общей смертности, снижается уровень рождаемости. В 1996 году зарегистрировано наименьшее за весь послевоенный период число младенцев - 12810, на 32.9 % ниже 1990 года. Происходит рост заболеваемости взрослого населения и подростков туберкулезом, венерическими заболеваниями, нарко- и таксикоманиями, заболеваниями, связанными с последствиями аварии на ЧАЭС. Сохраняется угроза эпидемических вспышек и возникновений заболеваний, связанных с ухудшающимися условиями жизни.

Существующий порядок и объем финансирования отрасли не позволяют обеспечить необходимый объем бесплатной медицинской помощи населению, резко сокращают профилактические программы, не позволяют в полной мере реализовать региональные медицинские целевые программы.

В связи с перераспределением полномочий между департаментом здравоохранения и муниципальными образованиями снизилась управляемость системой, в том числе координирующая и регулирующая роль департамента здравоохранения. Это привело к ликвидации единой системы охраны здоровья населения и резкой дифференциации условий оказания медицинской помощи на различных территориях.

В структуре медицинской помощи, оказываемой населению, преобладают дорогостоящие госпитальные формы. Остается крайне неудовлетворительным ресурсное обеспечение учреждений здравоохранения.

Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения Брянской области требует как структурных, так и функциональных преобразований системы здравоохранения, которые бы обеспечивали:

устойчивую работу учреждений здравоохранения за счет увеличения объемов финансирования отрасли;

приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности, угрозе возникновений эпидемий, формированию здорового образа жизни;

перенесение части нагрузок по лечению стационарных больных на амбулаторно-поликлиническое звено здравоохранения;

повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения.

Реформирование здравоохранения области должно осуществляться в условиях многоукладности экономики при сохранении основных позиций государственной и муниципальной систем здравоохранения, создания конкурентной среды среди учреждений здравоохранения, внедрения рыночных механизмов регулирования и функционирования отрасли.

Поэтапное введение и развитие обязательного и добровольного медицинского страхования населения станет действенным экономическим рычагом реформирования отрасли, повышения эффективности использования ресурсов.

В ходе проведения реформы следует выделить следующие основные направления:

преобразования в сфере первичной медико-санитарной помощи, позволяющие улучшить качество и эффективность медицинской помощи (диагностики, лечебных и реабилитационных мероприятий) на догоспитальном этапе, в том числе на дому и неотложной медицинской помощи, оказываемой поликлиниками, снизить потребность в госпитализации и более рационально использовать коечный фонд, повысить качество и эффективность медицинских услуг;

реорганизация стационарной медицинской помощи с сокращением коечного фонда до 110.0 коек на 10000 населения, перепрофилированием коечного фонда участковых больниц;

преобразования в области кадровой политики и системы образования медицинских работников для приведения численности и профиля подготовки специалистов в соответствие с потребностью здравоохранения;

совершенствование ЧСЭС, внедрение современных форм и методов организации санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;

формирование системы вневедомственного контроля объемов и экспертизы качества оказанной медицинской помощи, защиты прав пациентов.

Реформирование здравоохранения Брянской области в указанных направлениях требует:

принять закон Брянской области "Об охране здоровья населения Брянской области";

осуществить структурное объединение всех органов, учреждений и организаций, принимающих участие в охране здоровья населения Брянской области.

Реализация в полной мере намеченных мероприятий позволит повысить качество медицинского обслуживания, снизить заболеваемость и потерю трудоспособности, смертность населения, улучшить эпидемиологическую ситуацию в области.