В последние годы в Брянской области происходит резкое ухудшение медико-демографической ситуации. Снижается продолжительность жизни, растет показатель общей смертности, снижается уровень рождаемости. В 1996 году зарегистрировано наименьшее за весь послевоенный период число младенцев - 12810, на 32.9 % ниже 1990 года. Происходит рост заболеваемости взрослого населения и подростков туберкулезом, венерическими заболеваниями, нарко- и таксикоманиями, заболеваниями, связанными с последствиями аварии на ЧАЭС. Сохраняется угроза эпидемических вспышек и возникновений заболеваний, связанных с ухудшающимися условиями жизни.
Существующий порядок и объем финансирования отрасли не позволяют обеспечить необходимый объем бесплатной медицинской помощи населению, резко сокращают профилактические программы, не позволяют в полной мере реализовать региональные медицинские целевые программы.
В связи с перераспределением полномочий между департаментом здравоохранения и муниципальными образованиями снизилась управляемость системой, в том числе координирующая и регулирующая роль департамента здравоохранения. Это привело к ликвидации единой системы охраны здоровья населения и резкой дифференциации условий оказания медицинской помощи на различных территориях.
В структуре медицинской помощи, оказываемой населению, преобладают дорогостоящие госпитальные формы. Остается крайне неудовлетворительным ресурсное обеспечение учреждений здравоохранения.
Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения Брянской области требует как структурных, так и функциональных преобразований системы здравоохранения, которые бы обеспечивали:
устойчивую работу учреждений здравоохранения за счет увеличения объемов финансирования отрасли;
приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности, угрозе возникновений эпидемий, формированию здорового образа жизни;
перенесение части нагрузок по лечению стационарных больных на амбулаторно-поликлиническое звено здравоохранения;
повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения.
Реформирование здравоохранения области должно осуществляться в условиях многоукладности экономики при сохранении основных позиций государственной и муниципальной систем здравоохранения, создания конкурентной среды среди учреждений здравоохранения, внедрения рыночных механизмов регулирования и функционирования отрасли.
Поэтапное введение и развитие обязательного и добровольного медицинского страхования населения станет действенным экономическим рычагом реформирования отрасли, повышения эффективности использования ресурсов.
В ходе проведения реформы следует выделить следующие основные направления:
преобразования в сфере первичной медико-санитарной помощи, позволяющие улучшить качество и эффективность медицинской помощи (диагностики, лечебных и реабилитационных мероприятий) на догоспитальном этапе, в том числе на дому и неотложной медицинской помощи, оказываемой поликлиниками, снизить потребность в госпитализации и более рационально использовать коечный фонд, повысить качество и эффективность медицинских услуг;
реорганизация стационарной медицинской помощи с сокращением коечного фонда до 110.0 коек на 10000 населения, перепрофилированием коечного фонда участковых больниц;
преобразования в области кадровой политики и системы образования медицинских работников для приведения численности и профиля подготовки специалистов в соответствие с потребностью здравоохранения;
совершенствование ЧСЭС, внедрение современных форм и методов организации санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;
формирование системы вневедомственного контроля объемов и экспертизы качества оказанной медицинской помощи, защиты прав пациентов.
Реформирование здравоохранения Брянской области в указанных направлениях требует:
принять закон Брянской области "Об охране здоровья населения Брянской области";
осуществить структурное объединение всех органов, учреждений и организаций, принимающих участие в охране здоровья населения Брянской области.
Реализация в полной мере намеченных мероприятий позволит повысить качество медицинского обслуживания, снизить заболеваемость и потерю трудоспособности, смертность населения, улучшить эпидемиологическую ситуацию в области.