АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 1997 года N 369
Во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. N 222 "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов"
постановляю:
1. Утвердить региональный план действий в области реформирования социальной сферы Брянской области на период 1997-2000 годов согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей главы администрации области Клюева О.И. и Холощака С.Ф.
Глава администрации Брянской области
Ю.Е.Лодкин
Приложение
к постановлению администрации
Брянской области
от 09.09.97 N 369
Социально-экономические реформы привели к радикальным переменам в жизни общества.
Развитие экономики в условиях переходного периода, связанное со снижением эффективности хозяйства и падением производства, высокой инфляцией на старте экономических реформ, обусловило существенное снижение уровня жизни значительной части населения.
Доля населения, живущего за чертой бедности (т.е. имеющего доходы ниже прожиточного минимума), составила по области в 1996 г. 19.5 % общей численности населения. Перераспределение общего объема денежных доходов продолжает складываться в пользу высокооплачиваемых слоев населения, разрыв в доходах крайних по обеспеченности 10 проц. населения составил в декабре 1996 г. 13.9 раза. Ослабли стимулы к созидательному труду, в денежных доходах населения области доля заработной платы уменьшилась с 70 проц. в конце 80-х годов до 31 проц. в 1996 году. Многочисленные льготы, компенсации и социальные выплаты выделялись нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие.
Из-за объективных трудностей значительная часть предприятий, прежде всего оборонного комплекса, легкой промышленности и сельского хозяйства, оказалась в тяжелом финансовом положении. Это привело к росту задолженности по заработной плате, неполной занятости, разрушению социальной инфраструктуры, ранее содержавшейся за счет предприятий. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 1996 года составил 5.9 проц.от общей численности экономически активного населения.
Имеют место и положительные сдвиги. Начался процесс перераспределения рабочей силы в пользу высокодоходных предприятий, формируется система коллективно-договорных отношений между социальными партнерами, у населения появилась возможность реального выбора форм обучения, медицинского обслуживания, отдыха.
В целом ситуацию в социальной сфере области можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую, требующую повышения эффективности социальной политики.
1. Стратегическими целями социальной политики являются:
достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
существенное улучшение социальной инфраструктуры.
2. Для достижения этих целей потребуется:
восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;
обеспечить справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения, введения эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходам;
стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;
обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;
усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;
создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;
повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;
обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.
3. Реформы в социальной сфере будут проводиться в тесной увязке с экономическими преобразованиями, намеченными в концепции среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997- 2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост".
С учетом прогнозируемых показателей экономического развития в предстоящий период появятся реальные возможности для решения поставленных социальных задач.
Реформирование будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе, в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.
Важнейшими среди этих мер являются:
ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий;
упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления;
формирование системы государственных минимальных социальных стандартов;
законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги;
предотвращение массового высвобождения работников с предприятий, находящихся в регионах с критической ситуацией на рынке труда.
При проведении этих мер основной акцент будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.
Предстоит определить порядок взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.
На втором этапе (1998-2000 годы), когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости.
На этом этапе намечается:
повысить государственные гарантии минимальной заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый социальный стандарт оплаты труда - часовую тарифную ставку;
внедрить механизмы тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе социального партнерства, пересмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, обеспечив при этом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях;
пересмотреть систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения с целью более справедливого распределения доходов и уменьшения их дифференциации;
начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;
создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса;
приступить к широкомасштабной пенсионной реформе;
начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе государственных минимальных социальных стандартов.
4. При проведении социальных реформ предусматривается обеспечить единство действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку вопросы трудового законодательства, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Администрации Брянской области, администрациям городов и районов области предстоит решать конкретные задачи в социальной области, исходя из местных условий. Предстоит большая работа по переработке и реализации региональных социальных программ, организации и предоставлению адресной социальной помощи, обеспечению нормального функционирования учреждений социальной инфраструктуры, решению других насущных проблем в области труда, занятости, социальной защиты и быта людей по месту их проживания.
С начала реформирования экономики произошла существенная дифференциация в оплате труда между различными отраслями и работниками одних и тех же профессионально-квалификационных категорий.
Если в условиях плановой экономики дифференциация в оплате труда допускалась за счет преобладания в отраслях вредных и тяжелых условий труда, влияния природно-климатических факторов, то сейчас она обусловлена финансовыми возможностями предприятий.
За пять лет (1991-1996 годы) реальная заработная плата в целом по области снизилась на 37.5 %.
Темпы роста средней заработной платы за эти пять лет в жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте, в связи, кредитовании превысили в 1.5-3 раза темпы роста заработной платы в среднем по области и в отраслях социальной сферы, сельском хозяйстве.
Основные направления государственной политики в области оплаты труда, обязательные для реализации на региональном уровне, следующие:
обеспечение роста реальной заработной платы работников в тесной увязке с результатами их работы, квалификацией и профессионализмом с тем, чтобы оплата труда стала главным источником денежных доходов населения;
повышение уровня государственных гарантий оплаты труда с целью вывода работающих граждан из числа бедного населения;
достижение такого уровня заработной платы наемных работников, который позволил бы обеспечить устойчивый платежеспособный спрос населения и экономические стимулы для развития производства, а также активизировать личное участие работников в своем социальном обеспечении и страховании, стал бы надежным источником инвестиций на цели социального развития.
Реформирование оплаты труда будет осуществляться на основе:
экономических методов, преимущественно через налоговое регулирование денежных доходов;
использования механизмов социального партнерства и системы договоренностей между предпринимателями и наемными работниками;
повышения уровня государственных гарантий минимальной оплаты труда, ужесточения ответственности за нарушение трудового законодательства.
В ходе осуществления реформы оплаты труда в соответствии с Федеральной программой социальных реформ намечается предпринять следующие меры в области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики:
создать систему гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства;
усилить регулирующее воздействие государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности.
На отраслевом уровне намечается ввести с учетом отраслевых особенностей рекомендуемые минимальные ставки, межразрядные тарифные коэффициенты для оплаты труда различных категорий работников, основные условия дополнительного стимулирования, виды и минимальные размеры компенсационных доплат и надбавок.
Предусматривается существенно повысить роль коллективных договоров, заключаемых непосредственно на предприятиях и в организациях, в регулировании вопросов оплаты труда.
Предстоит провести работу по реализации нормативных документов, устанавливающих через систему контрактов зависимость размера оплаты труда руководителей предприятий от результатов хозяйственно-финансовой деятельности и эффективности работы этих предприятий. В области оплаты труда в бюджетной сфере:
провести работу по внедрению уточненных параметров Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы на региональном уровне в увязке с активным использованием механизма надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, в том числе за счет введения надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда;
проводить повышение ставок заработной платы работников бюджетной сферы.
При определении в бюджетах всех уровней размеров средств на оплату труда работников бюджетной сферы добиваться, чтобы средняя заработная плата была не ниже 80-85 процентов от средней заработной платы в промышленности при условии стабилизации работы промышленных предприятий и роста заработной платы в промышленности.