Культурная политика является одним из важнейших компонентов политики устойчивого развития области. В то же время недостаточное участие Сахалинской области во внутрироссийском культурном обмене, отставание от центральных регионов России по темпам новаторства, сокращение кадрового потенциала, угроза невосполнимых потерь в культурном наследии требуют программного подхода к реализации этой политики.
Проблемная ситуация.
1. Проблемы, связанные с неудовлетворительным содержанием деятельности учреждений культуры, вызванные, прежде всего, дефицитом бюджета:
- низкий уровень кадровой обеспеченности;
- ухудшение состояния материально-технической базы учреждений культуры:
- ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия;
- несоответствие предоставляемых услуг реальным потребностям населения.
2. Проблемы организационно-управленческого характера:
- отсутствие или неэффективность программ социокультурного развития;
- отсутствие разграничения расходных полномочий органов власти.
3. Проблемы общественной значимости сферы культуры и социального статуса работников отрасли:
- низкая заработная плата (почти вдвое ниже среднеобластного показателя):
- недооценка муниципальными органами власти значимости культурно - досуговой деятельности.
Цели:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения гражданами своих нрав на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
- обеспечение единства культурного пространства, создание равных возможностей для жителей различных районов области и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям;
- создание условий для диалога культур с учетом многонационального состава населения, многообразия религий и конфессий;
- создание условий для сохранения и развития историко-культурного наследия, культуры народов, проживающих на территории Сахалинской области.
Задачи:
- вовлечение населения в различные виды культурной деятельности;
- формирование региональных и муниципальных нормативов социокультурной деятельности;
- совершенствование кадрового потенциала в сфере культуры;
- расширение взаимодействия со средствами массовой коммуникации;
- расширение программно-целевого метода планирования на основе разграничения расходных обязательств областных органов исполнительной власти Сахалинской области и местного самоуправления;
- совершенствование взаимодействия с органами местного самоуправления, в том числе и на договорной основе.
Меры:
- завершение формирования законодательной и нормативно-правовой базы в сфере культуры;
- подготовка научно обоснованной системы критериев, отражающих информацию о культурных потребностях и запросах как различных групп населения, так и отдельных районов Сахалинской области;
- разработка механизмов многоканального финансирования учреждении культуры, в том числе за счет привлечения инвестиций;