Механизм реализации программы предусматривает применение широкого спектра экономических и организационных мер.
Для реализации программы необходимо использовать такие "рычаги" экономической политики, как кредитно-денежный механизм, государственная контрактная система, налоговое законодательство, лизинг, платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, ассигнования и субсидии государственного бюджета.
Необходимо обосновать прямые и косвенные льготы исполнителям мероприятий, в том числе льготы по каталогу на прибыль (доход), льготные условия кредитования, потребность в целевых дотациях, субсидиях и прямых ассигнованиях из бюджета.
Для обеспечения финансирования программы следует рассмотреть возможности дифференциации ставок платежей за пользование поверхностными и подземными водами (особенно предприятиями), а также за загрязнение окружающей среды и нормативов их распределения между бюджетами всех уровней.
Для обеспечения финансирования мероприятий программы, особенно по строительству и реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в городских и сельских населенных пунктах целесообразно направить собственные средства предприятий (прибыль, амортизация) по водоснабжению и канализации, а также специальные отчисления от прибыли предприятий промышленности и агропромышленного комплекса.
Рекомендуется использовать возможность приобретения на условиях лизинга оборудования, приборов и машин для обеспечения строительства, реконструкции систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, что дает экономические выгоды лизингополучателю и оптимизирует финансирование Программы.
Учитывая высокую социальную значимость мероприятий по обеспечению питьевой водой, следует рассмотреть возможность выпуска региональных и муниципальных целевых займов с распространением облигаций среди населения и предприятий; осуществление мер по привлечению средств населения для инвестирования объектов строительства и реконструкции систем водоснабжения и канализации путем выпуска акций предприятий водоснабжения и канализации.
Организация финансирования мероприятий регионального и местного значения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае, если мероприятия, предусмотренные Программой, не выполнены в объемах, планируемых к исполнению в отчетном году, продолжение работ по таким мероприятиям в текущем году осуществляется в пределах объемов, установленных Программой на текущий и отчетный год.
{абзац в ред. Закона сахалинской области от 10.06.2010 N 43-ЗО}
Финансирование объектов федерального значения будет осуществляться частично из средств федерального бюджета целевым назначением через государственных заказчиков ФЦП "Обеспечение населения России питьевой водой": Минприроды России (восстановление и охрана водных объектов - источников питьевого водоснабжения), Госстрой России (развитие систем водоснабжения и водоотведения городов и поселков городского типа), Минсельхозпрод России (развитие систем водоснабжения и водоотведения сельских населенных пунктов).
Для консолидации средств по всем источникам финансирования и повышения эффективности их использования целесообразно предусмотреть создание специального фонда реализации региональной программы и выбрать уполномоченный банк.
Ежегодно при подготовке бюджетной заявки на очередной финансовый год с учетом хода выполнения мероприятий программы уточняются размеры государственной поддержки и меры по привлечению средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
При реализации программы могут быть приняты соответствующие нормативные и правовые акты органами законодательной и исполнительной власти области в пределах их прав и полномочий и внесены предложения по корректировке нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и федерального законодательства.