ЗАКОН
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 13 июня 2001 года N 258
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ"
Принят Сахалинской областной Думой 15 мая 2001 года
{Изменения:
Закон Сахалинской области от 06.07.2004 N 518;
Закон Сахалинской области от 13.08.2004 N 527;
Закон Сахалинской области от 13.06.2007 N 51-ЗО;
Закон Сахалинской области от 11.07.2008 N 68-ЗО;
Закон Сахалинской области от 15.05.2009 N 37-ЗО;
Закон Сахалинской области от 29.12.2009 N 125-ЗО;
Закон Сахалинской области от 10.06.2010 N 43-ЗО;
Закон Сахалинской области от 26.10.2010 N 91-ЗО}
Утвердить региональную программу "Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой" на 2000-2005 годы и до 2010 года (прилагается).
Администрации Сахалинской области предусматривать средства для реализации программы "Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой" при разработке проектов законов Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на очередной финансовый год.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Сахалинской области И.П.Фархутдинов
г. Южно-Сахалинск
"13" июня 2001 года
N 258
{в ред. Закона Сахалинской области от 11.07.2008 N 68-ЗО}
"Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой ". | |
"Трудового Красного Знамени " проектно-изыскательский институт по водоснабжению, "Союзводоканалпроект ", | |
Цели и задачи программы, | Соответствие питьевой воды требованиям СаНПиН и нормативам водопотребления, сокращения потерь воды в системах водоснабжения, сокращения затрат энергоресурсов. |
2. Охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения. | |
Региональная программа "Обеспечение населения Сахалинской области питьевой водой " разработана на основании:
- постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 242 "О концепции Федеральной программы "Обеспечение населения России питьевой водой ";
- постановления губернатора Сахалинской области от 25 июня 1998 г. " О первоочередных мероприятиях по улучшению водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Сахалинской области ";
- постановления губернатора Сахалинской области от 15 июля 1998г N 296 "О подготовке основных систем жизнеобеспечения области ";
- постановления губернатора Сахалинской области от 7 декабря 1998г " О социально-экономическом положении Сахалинской области и первоочередных мерах по преодолению кризисной ситуации ";
- технического задания на разработку областной целевой программы, утвержденного вице-губернатором Сахалинской области 26 мая 1999 г.;
- государственного контракта N 2111/8 от 11 мая 1999 г., заключенного с Управлением ЖКХ администрации Сахалинской области.
В данной программе анализируется современное состояние обеспечения городского и сельского населения Сахалинской области питьевой водой, качество этих вод и его соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.559-96 и ГОСТ 2874-82, выявляются проблемы обеспечения области и определяются возможности обеспеченности населения питьевой водой надлежащего качества на перспективу до 2010 года.
Анализ выполняется в целом по области, в разрезе административных районов, отдельных городов, с выделением зон с неблагоприятной ситуацией.
В программе приводятся сводные данные по численности населения, объем и удельные показатели водопотребления, объем по отбору поверхностных и подземных вод. Рассматриваются источники хозпитьевого водоснабжения и водные ресурсы (поверхностные и подземные).
Дается перечень поверхностных и подземных водных объектов, анализируется качество этих вод и причины неудовлетворительного качества.
Для месторождений подземных вод приводится перечень месторождений с утвержденными эксплуатационными запасами, в том числе разведанные для освоения, современный водоотбор, качество воды.
Значительное внимание уделено гидрогеологическим условиям области, выполнено районирование территории по условиям водоснабжения населения подземными водами с качеством воды соответствующим требованиям СанПиН 2.1.4.559-96 и ГОСТ 2874-82.
На основе анализа существующего положения и с учетом возможного развития по источникам в данной программе обоснована необходимость осуществления работ по повышению водообеспеченности населения, улучшения качества воды и сформированы задачи программных мероприятий.
Приведен состав конкретных мероприятий по направлениям и видам работ с указанием местоположения каждого объекта, стоимости, срокам выполнения по этапам и источникам финансирования.
В выполнении программы приняли участие региональные организации:
-Центр государственного санитарно-эпидемилогического надзора в Сахалинской области;
-Комитет природных ресурсов по Сахалинской области совместно с Гидрогеологической научно-производственной и проектной фирмой "ГИДЭК ";
-Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Сахалинской области (оказало огромное содействие в сборе материалов по существующему положению в обеспечении населения области питьевой водой).
Сахалинская область входит в состав Российской Федерации.
Население области на 01.01.99 г. - 607,9 тыс. человек.
Сахалинская область - единственная область, расположенная на 59 островах, омываемых водами Охотского и Японского морей; в области сложные, в том числе экстремальные, климатические условия, частые природные катаклизмы, за последние 40 лет произошло более 100 крупных землетрясений и цунами.
Отдаленность от промышленно развитых районов страны, труднодоступность большей части территории, резко дифференцированные условия хозяйствования создают определенные трудности в обеспечении населения Сахалинской области питьевой водой.
Сахалинская область на протяжении всей истории развивалась на основе государственной поддержки. С одной стороны, это определялось природно-географическими особенностями условий освоения территории, с другой - интересами государства, которые в зависимости от исторического периода отличались по целям, задачам и способам их достижения.
Всего в области 19 административно-территориальных образований. За последние годы число населенных пунктов в области уменьшилось, произошел существенный спад экономики, снижение инвестиций в жилищно-коммунальную сферу обострило ситуацию в этом направлении.
Важнейшими промышленными отраслями являются: рыбная, лесная, деревообрабатывающая, добыча нефти и газа, угольная. Несмотря на кризисные явления, ряд отраслей промышленности в настоящее время имеют перспективу в своем развитии. Начаты широкомасштабные работы по освоению Сахалинского шельфа, в июле 1999 г. добыта первая нефть.
Спад в экономике области, реструктуризация ведущих отраслей промышленности (угольной, лесной, рыбной, нефтегазовой и др.) привели к внутриобластной миграции и к отъезду населения на материк, общему снижению водопотребления.
Складывается неоднозначная демографическая ситуация. По сравнению с предыдущими годами отмечается некоторое снижение негативных тенденций, незначительно повысилась рождаемость, снизилась смертность, но естественный прирост населения по-прежнему имеет отрицательное значение - 2,7.
Непредсказуемость масштабов и темпов изменений данной ситуации в области затрудняет оценку текущей и перспективной потребности промышленности и населения в водоснабжении и водоотведении.
Инструментальный учет забранной и отпущенной воды в основном не ведется из-за отсутствия приборов учета или необходимости их ремонта, расчет ведется по нормам водопотребления и другим показателям (например, по работе насосов).
Из всех (173-х) источников хозяйственно-питьевого водоснабжения 31,7 % не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе 19 % - из-за отсутствия зон санитарной охраны. В источниках централизованного водоснабжения не соответствовало нормативам по микробиологическим показателям 5,8 % проб воды, по санитарно-химическим 32,2 %.
Из 312-х источников нецентрализованного водоснабжения (общественные колодцы, каптажи и др.) не отвечают требованиям санправил 71,4%. Значительное превышение среднеобластного "показателя" отмечается в Александровск-Сахалинском (100 %), Охинском (100 %), Тымовском (100 %), Поронайском (85,7 %), Смирныховском (83 %), Макаровском (81,8%) районах.
В целом по области из водных объектов в 1999 году было взято более 400 млн. куб. м воды, в том числе около 11% на хозяйственно-питьевые нужды.
В муниципальной собственности находится 820 км магистральных водоводов; 970 км уличной водопроводной сети (из которых 434 км или 45% ветхих и нуждается в срочной замене); 534 км внутриквартальной и дворовой сети. Установленная производственная мощность водопровода - 374 тыс.м3/сутки, установленная производственная мощность очистных сооружений водопровода - 247 тыс.м3/ сутки (через ОСВ проходит 48% подаваемой потребителям воды).
За год отпускается всем потребителям - 55 млн.м3, из которых 13 млн.м3 или 24% составляет утечка. В настоящее время основной проблемой является изношенность сетей водопровода.
Вследствие низких темпов развития и неудовлетворительного технического состояния водопроводно-канализационной системы сложилось чрезвычайно напряженное положение с обеспечением населения и других потребителей водой, а также с охраной водных источников от загрязнения. На многих водозаборах не соблюдаются нормативы, установленные для зон санитарной охраны, на территории которых находятся жилищно-коммунальные, промышленные объекты, возделываемые сельскохозяйственные угодья и другие потенциальные загрязнители.
Почти все подземные водозаборы построены без проведения поисково-оценочных работ, а также эксплуатируются без организации и соблюдения водоохранного регламента второго и третьего поясов зоны санитарной охраны.
На протяжении последних лет в Корсакове, Холмске, Александровск-Сахалинском, Ногликах, Томари, Невельске, Аниве и районах г. Южно-Сахалинска продолжает осуществляться сеансовая подача воды населению.
В городах Томари, Макарове, Красногорске, Поронайске в паводковые периоды вода не соответствует ГОСТу "Вода питьевая" по органо-лептическим показателям, что отрицательно влияет на ее обеззараживание.
В городе Аниве жители в течение последних лет получают воду с невероятно большим содержанием железа (до 60 норм).
Основной причиной низкого качества воды является крайне неудовлетворительное состояние водопроводных сооружений. Помимо изношенности сетей, имеет место недостаточная мощность фильтров, а чаще их отсутствие на водоочистных сооружениях, перебои с обеззараживанием воды, несвоевременность устранения аварий в водопроводных сетях.
Из 70-ти ведомственных водопроводов санправилам не соответствует 58,5%.
Высокие показатели несоответствия качества воды в сетях коммунальных и ведомственных водопроводов по микробиологическим показателям регистрируются в Холмском (23,1 %), Невельском (28 %), Александровск-Сахалинском (25,1 %), Макаровском (20,6 %), Южно-Курильском (15,4 %) районах.
Наиболее неблагополучная ситуация с качеством воды в сетях по санитарно-химическим показателям отмечается в Ногликском (77,8 % неудовлетворительных проб), Александровск-Сахалинском (74,1 %), Холмском (64,5 %), Охинском (35,6 %) районах и
г. Южно-Сахалинске (48,8 %). В целом по области количество нестандартных проб на объектах с централизованным водоснабжением по микробиологическим показателям составило 14,28 %, по санитарно-химическим показателям 34,42 %.
В ряде районов износ водопроводных сетей составляет более 50 %. Например, в Корсаковском районе 70-80 %, в Южно-Сахалинске 52,6 %. Изношенность сетей приводит к их частым авариям. Аварии, ветхость сетей и постоянные отключения электроэнергии приводят к подсосам загрязнений из затрубного пространства.
Качество воды при прохождении по сетям от источника к потребителю значительно ухудшается.
Дефицит воды, как и ее низкое качество, создают неблагополучную санитарно-эпидемическую ситуацию в городах и поселках.
Из-за отсутствия финансирования отмечается значительное сокращение сроков разработки проектно-сметной документации на строительство водозаборных и водопроводных сооружений. Остановлено строительство объектов в Томаринском, Тымовском, Невельском, Охинском, Александровск-Сахалинском районах и в Южно-Сахалинске.