2.1 В настоящее время в государственной собственности Сахалинской области находится 114 унитарных предприятий и 72 учреждения.
Функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между областными органами исполнительной власти. Предусмотренное Гражданским кодексом РФ и Законом Сахалинской области "Об управлении областной государственной собственностью" право хозяйственного ведения на закрепленное за унитарными предприятиями государственное имущество имеет ряд существенных недостатков. Это право предоставляет унитарным предприятиям широкий круг полномочий по владению, использованию и распоряжению имуществом собственника.
В соответствии с действующим законодательством собственник имущества не имеет возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных результатов деятельности, но даже определять величину этих результатов. Вмешательство государственных органов в деятельность руководителей унитарных предприятий вне установленного круга полномочий является неправомерным.
Реально полномочия собственника осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия. В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. В этих вопросах они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества, за исключением случаев распоряжения недвижимым имуществом на основании статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации .
Трудовое законодательство достаточно эффективно защищает права руководителей предприятия и создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия. На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий при отсутствии действенных инструментов, четкого порядка управления и контроля за их деятельностью приводит к переводу части финансовых средств в фирмы-спутники, к заключению в ряде случаев незаконных сделок с имуществом и невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.
2.2 Исходя из оценки ситуации с унитарными предприятиями, можно сделать следующие выводы:
существующая система управления унитарными предприятиями не эффективна и требует кардинального реформирования;
отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий;
низкая эффективность хозяйственной деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в областной бюджет.
Определенные недостатки имеют место и в вопросах управления государственным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за учреждениями. Отраслевые департаменты и управления, имеющие подведомственные учреждения, не предпринимают достаточных мер по повышению эффективности использования зданий и сооружений, а комитет по управлению государственным имуществом зачастую ограничен в возможности реализации указанных функций.