Недействующий

О Программе реформы жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области


               1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области


Производственная структура жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области включает в себя более 20 видов деятельности. Ведущими отраслями являются:

- жилищное хозяйство;

- водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод;

- теплоснабжение;

- электроснабжение;

- гостиницы, бани, прачечные;

- летняя и зимняя уборка улиц;

- сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов;

- ритуальные услуги.

В целом стоимость основных фондов отрасли составила на 1 января 1997 года 29670 млрд. рублей. Износ основных фондов достиг в среднем по области 55%.

Жилищный фонд Сахалинской области насчитывает 11292 тыс. кв. метров общей площади. На балансе муниципальных предприятий находится 8527,4 тыс. кв. метров. С 1993 года от ведомств принято в муниципальную собственность 5052 тыс. кв. м общей площади жилья.

В среднем на одного жителя области приходится 19,2 кв. м общей площади, что на 1,3 кв. м больше чем в 1991 году.

С введением в 1991 году в действие Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "Приватизации жилищного фонда в РСФСР" произошли следующие изменения в структуре жилищного фонда области по формам собственности:

- доля частного жилья с 7% в 1992 году увеличилась до 30% в 1996 году;

- с 1991 года населением приватизировано 72519 квартир или 30% государственного и муниципального жилищного фонда.

Более 23% всего муниципального жилищного фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте, около 7% жилья является ветхим и аварийным (с износом более 65%).

В настоящее время в Сахалинской области централизованные системы водоснабжения имеют 19 городов, 27 поселков городского типа и 36 сельских населенных пунктов. Общая протяженность водопроводных сетей в населенных пунктах области составляет 1773,9 км, из них 274,0 км (15%) находятся в аварийном состоянии и нуждаются в замене. Мощность водопровода составляет 343,7 тыс. куб. м в сутки, тем не менее дефицит составляет около 10% от имеющихся мощностей.

Мощность очистных сооружений канализации составляет 67,8 тыс. куб. м в сутки. Протяженность канализационных сетей населенных пунктов составляет 685,7 км, из них 72,6 км (10,6%) требуют неотложного капитального ремонта. Через системы канализации в поверхностные водные объекты сбрасывается 43,1 млн. куб. м сточных вод в год, из которых на очистных сооружениях очищается до установленных нормативов только около 40% стоков, остальные сбрасываются недостаточно очищенными. Дефицит мощностей канализационных сооружений насчитывает около 20,0 тыс. куб. м в сутки.

Производственная база муниципальной коммунальной энергетики включает в себя 313 отопительных котельных, 677,1 км тепловых сетей, физический износ которых составляет более 50%.

В 1996 году ликвидировано 24 нерентабельных котельных, принято от ведомственных предприятий 25 котельных, 126 км тепловых сетей, 309, 7 км водопроводных и 162,5 км канализационных сетей.

Эксплуатацией и ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, занимаются 74 муниципальных предприятия с численностью работников более 15 тыс. человек.

Объем услуг и работ, произведенных предприятиями отрасли, в стоимостном выражении за 6 месяцев 1997 года составил 803,7 млрд. рублей, в том числе для населения - 117,3 млрд. рублей.

Вследствие сложившегося экономического положения многие потребители коммунальных услуг оказались неплатежеспособными. Дебиторская задолженность потребителей ЖКУ на 1 июля 1997 года составила 871,1 млрд. рублей, причем наибольший удельный вес неплатежей (81,2%) приходится на бюджетные организации и учреждения - 707,3 млрд. рублей.

Компенсации из бюджетов всех уровней (на покрытие разницы в тарифах, выплату льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению) за шесть месяцев 1997 года составили 274,6 млрд. рублей, т. е. немногим более 50% от фактических затрат. Недофинансирование работ (услуг) ЖКХ, произведенных для населения в отчетном периоде, составило более 200,0 млрд. рублей и кроме того - на сумму 386,4 млрд. рублей недофинансированы убытки прошлых лет, причем специфика функционирования предприятий отрасли не позволяла приостановить процесс поставки населению производственных услуг - тепла, воды, электроэнергии.

Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс области за счет "проедания" основных фондов продолжает кредитовать производство своих услуг как населению, так и организациям бюджетной сферы.

За последние три года затраты на производство жилищно-коммунальных услуг возросли в 4,1 раза, а оплата их населением (рис. 1- 6) - от 3 (в тех районах, где ставки не пересматривались с 1995 года) и до 22 раз (в тех районах, где ставки были пересмотрены в 1997 году и в оплату за жилье была включена плата за капитальный ремонт). В результате доля населения в покрытии издержек по предоставлению жилищно-коммунальных услуг возросла до 20,2 процентов (без учета снижения платы за счет предоставления льгот и начисления субсидий).

При этом разброс фактически сложившегося уровня платежей граждан по отношению к реальным затратам на их производство по районам области оказался весьма значительным: от 5% до 28% (рис. 7, табл. 2).