Недействующий

О Программе реформы жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области


          3.3. Реформирование социальной политики в сфере ЖКХ


В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства на всех уровнях государственного и местного самоуправления должны быть смягчены для населения процессы перехода к экономически обоснованным ставкам и тарифам платы за жилье и коммунальные услуги. Жилищная реформа предполагает повышение цен на услуги ЖКХ с одновременной реализацией мер по социальной защите малообеспеченных категорий граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Основные направления реформирования социальной политики в сфере ЖКХ представлены на рис. 17.

3.1.1. Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий является одним из приоритетных и обязательных направлений всей социальной политики в области.

Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем, имеющим на это право гражданам является непременным условием законности принятия органами местного самоуправления решений об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.

Семьи, имеющие совокупный доход на 1 человека меньше прожиточного уровня, оплачивают жилье и коммунальные услуги в пределах социальной нормы и установленных нормативов потребления в размерах, не превышающих 50% минимальной заработной платы, установленной Правительством РФ.

Важно производить компенсационные выплаты в размере начисленных субсидий из отдельной защищенной расходной статьи муниципальных бюджетов.

При невозможности обеспечить стопроцентную компенсацию жилищных субсидий из бюджетов, в первую очередь следует перечислять средства жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья.

В практической реализации этого направления нужно исходить из следующих основных подходов:

- обеспечения на территории области социальной гарантированности жилищных прав граждан в соответствии с установленными социальными нормами жилья для всего населения области, а также применения единообразного порядка предоставления компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг;

- предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем имеющим на это право гражданам;

- обеспечение предельно допустимой доли платежей населения за социальную норму жилья;

- отказ от дотирования оплаты жилищно-коммунальных услуг высоко обеспеченным слоям населения и лицам, имеющим излишки жилой площади.

Для этого необходимо:

3.3.1.1. Создание служб (отделов) жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях.

3.3.1.2. Совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий.

3.3.1.3. Обязательное обеспечение предоставления субсидий вне зависимости от формы собственности жилищного фонда.

3.3.2. Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ является обычной мерой социальной защиты.

Для упорядочения льготных категорий граждан и размеров предоставленных им льгот, а также обеспечения финансовых возмещений для этих целей необходимы специальные постановления Главы администрации области (разд. 5).

3.3.3. Введение обязательного страхования жилья ставит целью защиту собственников и нанимателей жилья в случае возникновения несчастного случая (например, пожара) или стихийного бедствия (например, урагана). Введение обязательного страхования жилья потребует разработки соответствующей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровне.

3.3.4. Защита прав потребителей услуг является важным аспектом социальной защиты населения. Вопросы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируются законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг. В таблице 7 приведены права и обязанности потребителей и поставщиков услуг жилищно-коммунального хозяйства.