Недействующий

О Программе реформы жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области


               8.1. Организационное обеспечение реализации Программы реформирования ЖКХ

               на областном уровне


Проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства области не мыслится без рационализации управления жилищным сектором, т. е. создания вместо многозвенной пирамиды, поглощающей значительные финансовые, в основном бюджетных ресурсы, не обеспечивающей реальной ответственности эксплуатационных и коммунальных предприятий перед потребителями, систем "Потребитель" - "Служба управления (заказчик)" - "Подрядчик (исполнитель)", работающих на договорной и конкурентной основе.

В области до 1995 года сложилась такая структура в сфере жилищно-коммунального обслуживания, когда территориальное производственное объединение ЖКХ (позже - ГП "Облжилкомхоз") в едином лице осуществляло функции управления и хозяйствования, находясь частично на финансировании из бюджета, которое практически не зависело от результата его деятельности.

Сохраняя монопольное положение в сфере услуг и материально-технического снабжения, объединение не было объективно заинтересовано в развитии конкурентных отношений в жилищной сфере.

Лишь в 1995 году после реорганизации объединения и создания Управления ЖКХ администрации области, был сделан первый шаг к разделению функций управления и хозяйствования, начато формирование служб заказчика, а Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации области стало выполнять координационную роль реформирования жилищно-коммунальной отрасли.

Одним из существенных недостатков в организационной схеме управления жилищно-коммунальной сферой области на начальном этапе реформы является отсутствие ТСЖ (жилищных товариществ), как основного потребительского звена в цепочке "Потребитель услуг ЖКХ" - "Служба заказчика" - "Подрядчик - коммунальные службы или другие юридические и физические лица". Только создание "ТСЖ" может стимулировать создание следующего звена организационной схемы - "Служба заказчика".

Вместе с тем, учитывая особенности Сахалинской области, то что из 18 городов и 31 поселка городского типа, только города Южно-Сахалинск, Корсаков, Оха и Холмск имеют численность населения более 30 тыс. человек, подходы к определению организационных структур управления жилищным сектором в малых муниципальных образованиях должны отличаться от подходов к этим проблемам в больших городах.

На уровне области на базе одного из предприятий ЖКХ необходимо создать организационно-методический центр по предоставлению различного рода услуг органам местного самоуправления, муниципальным жилищным и коммунальным предприятиям (помощь в подготовке нормативной базы, подготовке кадров, повышении квалификации, обосновании ресурсо- и бюджетосберегающих проектов). Финансирование этой организации из областного и местных бюджетов должно быть привязано к конкретным заказам областной и местных администраций.

Создание структур, экономически заинтересованных в сокращении суммы бюджетных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству, принципиально важно для последовательного и динамичного хода преобразований. В качестве таких структур могут выступать как существующие государственные предприятия, так и специально созданные фонды.