Недействующий

О Программе реформы жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области


          9.1. Совершенствование статистической отчетности


Основным источником статистической информации по данной теме должна быть статистическая отчетность о жилищном фонде (форма N 1 - жилфонд). Однако, в методике составления этой отчетности есть ряд противоречий, которые не позволяют ей быть основой в информационном обеспечении реформы.

Вся информация, так или иначе относящаяся к коммунальной сфере рассчитывается не по домам с типом обеспеченности коммунальными услугами, а по количеству домов и квартир разных форм собственности. Причем в графе "частный жилищный фонд" фиксируются как частные дома усадебного типа, так и приватизированные, приобретенные или построенные квартиры в многоквартирных домах. Та же ситуация и по государственному, муниципальному, общественному жилым фондам и по фонду смешенной формы собственности, такой принцип классификации жилья создает картину, которая не может служить достоверным источником информации для управления реформой.

Данные о жилой площади, оборудованной центральным отоплением, сильно искажены за счет того, что Инструкция предписывает заносить в эту графу дома и квартиры, оборудованные центральным отоплением независимо от источника снабжения теплом, вплоть до "поквартирных водонагревателей". Даже сами понятия "центральное отопление" и "поквартирные водонагреватели" взаимоисключают друг друга. На практике же это означает, что к обеспеченным центральным отоплением относятся и городские квартиры, и сельские дома, которые обогреваются самими жильцами с помощью отопительных устройств, работающих на "твердом топливе", приобретаемом ими за свой счет. С точки зрения коммунальной службы это далеко не одно и то же.

Аналогичная ситуация со снабжением горячей водой для бытовых нужд. Квартира или дом считаются оборудованными горячим водоснабжением и в случае подачи горячей воды централизованно, и в случае подачи ее от "поквартирных водонагревателей, включая и малометражные отопительные котлы". Фактически при таком подходе может показываться наличие горячей воды и в том случае, если в доме есть водяное отопление, источником тепла для которой является обычная печь с вмонтированным в нее регистром.

Обеспеченность ванной (душем) также фиксируется независимо от способа поступления горячей воды, но ставится в зависимость от газификации.

Газификация квартир фиксируется по числу напольных плит.

Информацию по обеспеченности водопроводом (фиксированный водопроводный кран в квартире или доме от распределительной сети) можно было бы считать удовлетворительной, если бы она фиксировала коммунальную специфику домов и квартир, а не форму собственности. Правда, и в этом случае теряется информация по обеспеченности водой вообще. Так, вся информация, касающаяся уличных водопроводов, связана с предприятиями, обслуживающими водопровод. По каждому такому водопроводу фиксируются показатели: число водопроводов, число отдельных водопроводных сетей, одиночное протяжение, какие населенные пункты обслуживает предприятие, состояние водопровода, мощность и т. п. Из приведенных сведений совершенно не ясно сколько домов и квартир снабжает водой данное предприятие и сколько же жилых объектов водопроводом не охвачено.

Информация по скважинам и колодцам соотносительно нормам статистикой не фиксируется вообще. Нет информации и о городских и сельских населенных пунктах, совсем не обеспеченных водой, где отсутствует привозное водоснабжение, в то время как эта информация нужна при планировании развития коммунальных услуг.

Отсутствует информация также по освещенности улиц, а информация, предусмотренная в статистической отчетности по наличию мусоропроводов для Сахалинской области не актуальна.

Не фиксируется информация по обеспечению населения топливом. Расчет нормы расхода угля и дров на один дом сельского населенного пункта в соответствующем управлении администрации области только по дотированию расходов не дает картины истинной потребности в топливе. В то же время по некоторым районам области наблюдается увеличенное, иногда более, чем в два раза, потребление угля населением. А также из-за падения платежеспособности населения, часть граждан вынуждена отказаться от отопления домов углем и переходит на отопление дровами, которые нелегально заготавливает на государственных лесных массивах. Таким образом, проблема коммунальных услуг выливается в проблему экологическую.

Теряются в неадекватно составленной отчетности и финансовые результаты коммунального обслуживания населения. Так информация по заработной плате представлена только в виде начисленных, а не реально полученных сумм. Та же ситуация и с целевыми сборами.

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что информационная картина, формируемая в рамках Госкомстата, не отражает реального положения вещей и не может в полной мере являться информационной базой проведения реформ. Для большего соответствия действительности необходимо фиксировать информацию по схеме, предоставленной в начале данного раздела со следующими пояснениями.

По водоснабжению: количество домов и квартир, обеспеченных водопроводом, количество улиц или микрорайонов, обеспеченных водопроводной сетью и колонками, количество, ведомственная принадлежность и место расположения колодцев и скважин, жилые массивы, не имеющие регулярного водоснабжения и нуждающиеся в привозной воде, регулярность привоза воды, существующие мощности для обеспечения этой регулярности, себестоимость и количество потребляемой воды.

По горячему водоснабжению: считать обеспеченными горячей водой только дома и квартиры, получающие горячую воду централизованно.

По газоснабжению: количество квартир и домов, обеспеченных централизованным газоснабжением.

По отоплению: ввести четкое разделение по домам и квартирам с центральным отоплением и по домам и квартирам с индивидуальным печным отоплением, независимо от того, имеют жильцы индивидуальные водонагреватели или нет. Это необходимо не только для того, чтобы представить картину обеспеченности услугами, но и для того, чтобы представить финансовую картину обеспечения теплом жителей области, так как пользователи индивидуальных печей закупают топливо почти по полной стоимости.

По вывозу мусора: необходимо фиксировать информацию о степени охваченности этим видом услуг населенных пунктов, микрорайонов, улиц. Эта информация тем более необходима, что невывоз мусора из сектора частных домов создает серьезные санитарно-эпидемиологические и экологические проблемы.

По финансированию коммунальных услуг: ежеквартальное формирование информационной картины по себестоимости всех видов услуг, начислению к оплате, оплате населением фактически, задолженности по оплате и бюджетном финансировании.

По состоянию коммунальных служб: количество коммуникаций, находящихся в разной степени износа, нуждающихся в срочной замене или реконструкции, величина финансовых затрат на замену и реконструкцию.