Недействующий

О Программе реформы жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области


               3.2. Изменение механизмов финансирования отрасли



Во все предшествующие периоды в жилищно-коммунальной сфере доминировали административные, а не экономические рычаги воздействия на предприятия, обеспечивающие коммунальные услуги. Отсутствие договорных отношений в настоящее время ведет к финансовой неопределенности деятельности жилищно-коммунальных предприятий, большой финансовой задолженности значительной части потребителей перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

Финансирование ЖКХ в настоящее время осуществляется по двум основным каналам - через оплату потребителей и бюджетного дотирования разности в реальной стоимости услуг и административно установленным уровнем ее оплаты.

Реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве должна обеспечить переход к самофинансированию организаций отрасли путем сокращения бюджетных ассигнований, увеличения ставок платы жилья и коммунальных тарифов для населения до экономически обоснованного уровня. Результатом реформы должен быть переход организаций, эксплуатирующих объекты жилищно-коммунального хозяйства, в результате своей хозяйственной деятельности на расширенное воспроизводство основных фондов.

Изменение механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства является наиболее важной предпосылкой и условием для становления этой сферы как отрасли рыночной экономики. Эта задача включает в себя три составные части, представленные на рис. 16.

3.2.1. Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Особенностью нового этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства является переход к более плавному изменению тарифов, учитывающему рост реальных доходов потребителей. Повышение доли, оплачиваемой населением в затратах на обслуживание может быть достигнуто за счет относительного снижения экономически обоснованных базовых тарифов.

Кроме того нужно изменить подход к установлению экономически обоснованного уровня оплаты за жилье и коммунальные услуги с учетом инвестиционной составляющей. Плата за жилье должна включать не только оплату содержания и ремонта жилья, в том числе и капитального, но и плату за наем.

Конкретными направлениями развития этих отмеченных предпосылок перехода к полному самофинансированию ЖКХ являются:

3.2.1.1. Определение темпов повышения уровня оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства населением осуществляется на основе федеральных стандартов. Сахалинская областная Дума в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов с учетом реального уровня доходов населения и социально-экономической ситуации могут устанавливать уровень платежей ниже федеральных стандартов с компенсацией расходов за счет соответствующих бюджетов. Включение инвестиционной составляющей в тариф жилищно-коммунальных услуг должно определяться возможностью оплаты населением максимальной доли собственных расходов, которая должна соответствовать темпам роста реальных денежных доходов.

Лучшим индикатором доходов населения является его охват Программой жилищных субсидий. Целесообразно проводить повышение тарифов таким образом, чтобы Программа жилищных субсидий охватывала не более 30% населения.

3.2.1.2. Определение социальных стандартов услуг ЖКХ.

Социальные стандарты услуг ЖКХ определяются в целях формирования взаимоотношений между федеральным бюджетом, бюджетом области и местными бюджетами. Применяются при планировании развития жилищно-коммунального хозяйства, определении затрат и экономически обоснованных тарифов, а также объемов финансирования из консолидированного федерального бюджета.

а) Стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг:

- стандарт социальной нормы площади жилья;

- стандарт уровня платежей граждан, установленный в процентах от стоимости предоставляемых ЖКУ (содержание и ремонт жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение и электроснабжение) в среднем по всем видам этих услуг;

- стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном семейном доходе. Этот стандарт рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;

- стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц.

Выше перечисленные стандарты устанавливаются на уровне федерации и субъекта федерации, конкретные величины устанавливаются решениями органов местного самоуправления.

б) Государственные минимальные социальные стандарты - нормативы потребления коммунальных услуг. Отражают гарантированный уровень обслуживания населения независимо от места проживания и уровня доходов. Устанавливаются на федеральном уровне и обеспечиваются органами государственной власти Сахалинской области.

в) Стандарты качества жилищно-коммунальных услуг. Утверждаются на федеральном уровне. На основе федеральных стандартов качества устанавливаются областные стандарты с учетом местных особенностей.

3.2.1.3. Полный учет собственников, имеющих более одного жилья на семью. Собственники, имеющие второе жилье, отвечающее всем требованиям качества и благоустройства, должны оплачивать издержки по его содержанию и предоставлению коммунальных услуг в полном объеме.

3.2.1.4. Возможное повышение тарифов на оплату сверхнормативной площади жилья и за сверх нормативное потребление коммунальных услуг. При этом процессы перераспределения жилищного фонда, связанные со стимулированием проживания в пределах социальной нормы, не должны приобретать неуправляемый характер и вести к ухудшению положения малоимущих групп населения. В этой связи органам местного самоуправления на первом этапе реформирования ЖКХ целесообразно вводить повышенную плату лишь для семей, занимающих жилье, значительно превышающее по площади социальную норму.

3.2.1.5. Ускоренные темпы роста оплаты населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создана эффективная система антимонопольного регулирования.

3.2.1.6. Разработка новых подходов по повышению ответственности жителей за оплату услуг ЖКХ. Следует подчеркнуть, что в этой части финансовой реформы упор должен делаться на информационно-разъяснительных мерах:

- счет - квитанция об уплате за жилищно-коммунальные услуги, отражающая полную информацию о фактической стоимости услуг, доле платежей нанимателя (собственника) жилья, наличии льгот и субсидий, размерах задолженности и пени за задержку платежей;

- информация о работе службы жилищных субсидий и т. д.

3.2.2. Реформирование системы ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства.