Недействующий

О Программе реформы жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области


               7.1. Механизм формирования межбюджетных взаимодействий


Механизм формирования межбюджетных взаимодействий направлен на стимулирование проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации предусматривает, что при сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказываемые субъектами Российской Федерации из средств федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) в соответствии с Методикой определения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины трансфертов с учетом соблюдения в субъектах Российской Федерации федеральных стандартов и тарифов, утверждаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих федеральных стандартов:

а) федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Этот стандарт составляет 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью их двух человек и 33 кв. метра - на одиноко проживающего человека;

б) федеральный стандарт уровня платежей граждан на 1997 год составляет 35 процентов;

в) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг на 1997 год составляет 16 процентов;

г) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Этот стандарт определяется дифференцировано по экономическим регионам Российской Федерации. На 1997 год для Сахалинской области указанный стандарт составляет 16900 рублей на 1 кв. метр общей площади жилья.

В рамках компетенции соответствующих органов власти необходимо привести нормативы социальной нормы площади жилья, предельного уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами или предусмотреть собственные дополнительные бюджетные источники для датирования отрасли ЖКХ сверх федеральных стандартов.

Для формирования межбюджетных отношений органов государственной власти области с муниципальными образованиями необходимо разработать и утвердить администрацией области методику определения областных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины трансферта.

Особое внимание следует уделить выполнению федеральных стандартов и положений, связанных с реализацией Программы жилищных субсидий, - в первую очередь, установлению дифференцированной социальной нормы площади жилья в зависимости от состава семьи.

Бюджетное финансирование Программы жилищных субсидий рекомендуется выделить отдельной строкой в расходной части областного и местных бюджетов и рассматривать как защищенную статью.


          7.1.1. Социальные нормы площади жилья


Социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, которая устанавливается администрацией области в зависимости от достигнутого уровня жилой обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования.

Величина ее устанавливается достаточной для того, чтобы обеспечить нормальные условия проживания (с учетом сложившегося уровня жилищной обеспеченности на территории), а также возможность обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности и предоставления им субсидий или ссуд на строительство или приобретение жилья.

С другой стороны, в пределах этой нормы должны предоставляться льготы и субсидии отдельным низкообеспеченным категориям граждан.

На первом этапе (1997 - 1998 гг.) социальная норма установлена в размере 18 кв. метров на одного человека для семьи из 3-х человек и более, 40 кв. метров из двух человек и 30 кв. метров на одиноко проживающего человека.

На 2-ом и 3-ем этапах (1999 - 2003 гг.) социальные нормы площади жилья должны пересматриваться исходя из следующих критериев:

- количество ежегодно вводимого жилья, построенного за счет всех источников финансирования;

- количество жилья выведенного из оборота в связи с ветхим (аварийным) состоянием, сносом под строительство и т. д.;

- уменьшение (увеличение) населения области;

- уменьшение (увеличение) количества семей (отдельных граждан) имеющих право на дополнительную жилую площадь.

Если на 1-ом этапе, из-за тяжелого экономического положения и резкого сокращения строительства и ввода жилья, социальные нормы останутся без изменения, то на 2-ом и 3-ем этапах предполагается их увеличение.


               7.1.2. Уровень платежей граждан за услуги ЖКХ


Уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые предприятиями ЖКХ определяется в процентах от стоимости этих услуг (содержание и ремонт жилья, теплоснабжение, водоснабжение, канализование, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам услуг. На 1997 год в области сохранен уровень платежей граждан, установленный в 1996 году в размере 30 процентов от затрат.