Недействующий

ЗАКОН

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 декабря 1998 года N 92

О системе социального партнерства в Сахалинской области

{Утратил силу: Закон Сахалинской области от 30.06.2006 N 67-ЗО}

{Изменения:
Закон Сахалинской области от 14.02.2005 N 6-ЗО;
Закон Сахалинской области от 23.06.2005 N 43-ЗО}

Принят Сахалинской областной Думой 3 декабря 1998 года

Настоящий Закон в соответствии с федеральными законами определяет правовые основы организации, функционирования и развития системы социального партнерства в Сахалинской области с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия


Используемые в настоящем Законе термины означают:

Социальное партнерство - это основанная на сотрудничестве система взаимодействия между работниками, работодателями, профессиональными союзами, их объединениями и иными представителями работников, представителями работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений.

Стороны соглашений - работники, работодатели, органы исполнительной власти и местного самоуправления Сахалинской области в лице их полномочных представителей.

Работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью или лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования.

Работодатель - зарегистрированное в установленном законодательством порядке юридическое или физическое лицо, выступающее стороной в трудовом договоре (соглашении, контракте) и осуществляющее от своего имени найм на постоянной или временной основе физических лиц для исполнения ими определенных трудовых обязанностей.

Под работодателем также понимается орган государственной власти, включая областные органы, либо органы самоуправления, выступающие в качестве стороны трудового договора (соглашения, контракта).

Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органами общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами лица.

Территориальное соглашение - правовой акт, устанавливающий условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями административно-территориального образования.

Сахалинское областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Сахалинское областное профессиональное тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.

Сахалинское областное трехстороннее соглашение (региональное соглашение) - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и заключаемый на уровне области.

Статья 2. Правовая основа системы социального партнерства


1. Правовой основой системы социального партнерства является Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные акты Российской Федерации и Сахалинской области, регулирующие трудовые отношения.

2. В правовую основу системы социального партнерства в Сахалинской области входят также региональное, отраслевые (межотраслевые), профессиональные и территориальные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством.

Статья 3. Принципы социального партнерства


Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:

- полномочность представителей сторон;

- равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления прав работников и работодателей;

- приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;

- добровольность принятия обязательств;

- реальность обеспечения принятых сторонами обязательств;

- обязательность исполнения договоренностей;

- регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

- ответственность за принятие и невыполнение обязательств;

- каждый последующий уровень соглашения не может ухудшать условия соглашений более высокого уровня.

Статья 4. Задачи системы социального партнерства


Система социального партнерства в Сахалинской области создается для выполнения следующих основных задач:

- обеспечения социально ориентированной политики экономических преобразований в Сахалинской области;

- обеспечения эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций между сторонами соглашений;

- совершенствования законодательства в установленном порядке;

- разработки и заключения соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;

- предотвращение коллективных трудовых споров и содействия разрешению конфликтов.

Статья 5. Сфера действия Закона


Действие настоящего Закона распространяется на работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, осуществляющих деятельность на территории Сахалинской области, а также органы исполнительной власти и местного самоуправления Сахалинской области.

Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 6. Сахалинская областная трехсторонняя комиссия и территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений


1. Сахалинская областная трехсторонняя комиссия и территориальные трехсторонние комиссии (далее - комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений создаются для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки соответственно проекта Сахалинского областного трехстороннего соглашения и проекта территориальных соглашений.

2. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются на паритетных началах из полномочных представителей сторон соглашения.

3. Комиссии возглавляет координатор.

Координатором комиссии является представитель органа исполнительной власти Сахалинской области или местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений, уполномоченный администрацией Сахалинской области или местной администрацией.

4. Положение о Сахалинской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждается губернатором Сахалинской области.

5. Положение о территориальной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждается представительным органом муниципального образования.

(п.5 ст. 6 изменен законом Сахалинской области от 23.06.2005 N 43-ЗО)

Статья 7. Полномочия Сахалинской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений


Сахалинская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений осуществляет следующие полномочия:

- оказание практического и методического содействия заключению коллективных договоров и соглашений;

- участие в разработке областных, отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений;

- содействует разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров;

- вносит предложения о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;

- выступает с предложениями о принятии соответствующими органами власти Сахалинской области законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;

- обсуждает проекты законов Сахалинской области, иных нормативных правовых актов, принимаемых органами власти области по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Статья 8. Координационный комитет содействия занятости населения Сахалинской области


1. Координационный комитет содействия занятости населения Сахалинской области создается для выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на территории области.

2. Организация и порядок работы координационного комитета содействия занятости населения Сахалинской области определяется представленными в комитете сторонами.

Статья 9. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров


1. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее служба) является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

2. Функции службы по регулированию коллективных трудовых споров исполняет орган по труду администрации области.

Статья 10. Сахалинское областное трехстороннее соглашение


1. Сахалинское областное трехстороннее соглашение заключается администрацией Сахалинской области, областным объединением профсоюзов, объединениями работодателей области и распространяется на работников работодателей, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени и администрацией Сахалинской области.

2. Сахалинское областное трехстороннее соглашение заключается до принятия областного бюджета на соответствующий год.

3. Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) и профессиональными соглашениями на соответствующий год.

4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении областного трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

5. Проект областного трехстороннего соглашения в десятидневный срок выносится на рассмотрение сторон соглашения для принятия ими решения о подписании.

6. Областное трехстороннее соглашение подлежит подписанию в трехдневный срок с момента принятия его всеми сторонами.

Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по заключению областного трехстороннего соглашения.

7. Руководитель областного органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении Сахалинского областного трехстороннего соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в областной орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения;

8. Срок действия областного трехстороннего соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.

9. Областное трехстороннее соглашение публикуется в средствах массовой информации не позднее десяти дней после дня его подписания.

Статья 11. Сахалинское областное отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессионально тарифное соглашение


1. Участниками Сахалинского областного отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного соглашения могут выступать соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду администрации области.

2. Действие Сахалинского областного отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.

3. Условия, содержащиеся в Сахалинском областном отраслевом (межотраслевом) тарифном, профессиональном тарифном соглашении, не могут ухудшать положения работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, генеральным соглашением, общероссийским отраслевым (межотраслевым) тарифным соглашением, Сахалинским областным трехсторонним соглашением на соответствующий период.

4. Регулирование разногласий и исполнение договоров при заключении и исполнении Сахалинского областного отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного соглашения производится в соответствии с Федеральным законодательством.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»