Москва 1996
1. Методические рекомендации по разработке должностных инструкций государственных служащих
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1. Должностные инструкции государственных служащих субъектов Российской Федерации являются нормативными документами, призванными содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами, а также использоваться при оценке служебной деятельности государственного служащего соответствующего субъекта Российской Федерации при проведении аттестации, при приеме граждан на государственную службу в порядке назначения или по конкурсу.
2. При разработке должностных инструкций государственных служащих субъектов Российской Федерации необходимо исходить из положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", конституций республик, входящих в состав Российской Федерации, Уставов других соответствующих субъектов Российской Федерации, из задач и функций соответствующего государственного органа конкретного субъекта Российской Федерации, предусмотренных соответствующим нормативных правовым документом об этом органе, содержания федеральных и региональных государственных программ, а также из задач по развитию соответствующей сферы (отрасли) конкретного региона Российской Федерации, установленных соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Должностная инструкция государственного служащего субъекта Российской Федерации определяет должностные обязанности, должностные полномочия, квалификационные требования к образованию и стажу работы.
4. В должностных обязанностях государственных служащих субъектов Российской Федерации должны содержаться основные задачи, которые решает конкретный государственный служащий на закрепленном за ним участке работы; основные функции, по которым он принимает, готовит проекты или обеспечивает выполнение соответствующих государственных решений, мера ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
При этом, в этом разделе необходимо полностью руководствоваться соответствующими статьями Закона Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации", включая статью 10 "Основные обязанности государственного служащего", статью 14 "Ответственность государственного служащего".
Должностные полномочия содержат основные должностные права, которыми в пределах своей компетенции государственный служащий может пользоваться при выполнении возложенных на него должностных обязанностей.
При разработке раздела о должностных полномочиях в него включаются положения: статьи 3 "Права государственного служащего" Закона Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также отдельные положения статьи 13 "Поощрение государственного служащего", статьи 15 "Гарантии для государственного служащего", статьи 16 "Правовое положение государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа", статей 17, 18, 19 и 20 этого Закона Российской Федерации. Эти статьи необязательно переписывать во все должностные инструкции, но рекомендуется давать на них соответствующие ссылки.
В разделе о необходимых требованиях к уровню знаний и умению выполнять должностные обязанности, использовать в служебной деятельности должностные полномочия, необходимые для замещения конкретной государственной должности определенного государственного органа субъекта Российской Федерации, должны содержаться основные требования, предъявляемые к государственному служащему в отношении знания Конституции Российской Федерации, Конституций (Уставов) субъекта Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов; необходимые и специальные знания в специальных и смежных областях; знания положений, инструкций и других нормативных документов применительно к исполнению должностных обязанностей и полномочий, а также степень умения применять технические средства, другие прогрессивные методы работы, повышающие оперативность и качество выполнения должностных обязанностей.
В квалификационных требованиях конкретизируются требования по уровню профессионального образования федерального государственного служащего с учетом специализации по государственной должности, установленные статьей 6 Федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также по стажу и опыту работы, определенные и рекомендованные органам государственной власти субъектов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1996 года N 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы". Вопрос о признании образования, необходимого для занятия государственной должности, равноценным производится на основании решения Совета по вопросам государственной службы при руководителе соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки, утверждения и ведения должностной инструкции государственного служащего предусматривает выполнение следующих рекомендаций. Разработка должностных инструкций конкретному государственному служащему может осуществляться с привлечением соответствующей научной организации. Руководитель соответствующего органа исполнительной власти определенного субъекта Российской Федерации утверждает должностные инструкции для своих заместителей и для руководителей структурных подразделений, а также типовые должностные инструкции по остальным государственным должностям. На основании типовых должностных инструкций руководитель структурного подразделения утверждает должностные инструкции по конкретным государственным должностям и подразделениям.
При разработке должностных обязанностей государственному служащему рекомендуется учитывать методические правила рационального функционального и технологического разделения труда в аппарате по выработке и принятию соответствующих государственных решений, таких, как концепции и комплексные региональные программы развития соответствующих сфер экономики, проекты Законов Российской Федерации и Законов субъектов Российской Федерации при осуществлении законодательной инициативы, проекты прогнозов, проектов Указов Президента и проектов Постановлений Правительства Российской Федерации, а также проекты государственных решений руководителей соответствующих коллегиальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие.
При формулировке функций для руководителей и специалистов указываются государственные решения по общим функциям управления, таким, как: планирование, организация, координирование, регулирование, контроль и анализ. Согласно технологическому разделению труда руководители принимают решения и оценивают результаты его выполнения; для специалистов определяется круг обязанностей по подготовке проектов государственных решений в соответствии с перечисленными функциями.
При этом главный специалист готовит решения по сложным перспективным, стратегическим проблемам, требующим высокого уровня профессионализма, их согласовывает; ведущий специалист готовит решения по сложным текущим задачам, требующим решения в той или иной сфере деятельности; специалист I категории готовит решения по текущим вопросам и участвует в подготовке решений компетенции главного и ведущего специалистов; специалист II категории и специалист участвует в подготовке всех видов решений и выполняет оперативную текущую работу по обеспечению их выполнения.
В определенных специфических условиях служебной деятельности соответствующего органа исполнительной власти определенного субъекта Российской Федерации возможны совмещения должностей государственных служащих и функций руководителей и специалистов.
Должностные инструкции по конкретным государственным должностям разрабатываются по приведенной методике, которая включает соответствующие Рекомендации по этому вопросу, разработанные Департаментом по вопросам государственной службы и бюджетным организациям Минтруда России. Ниже приводится пример конкретной должностной инструкции на заместителя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по кадрам и социальной политике.
В следующем разделе настоящих нормативно-методических документов приведены типовые (примерные) должностные инструкции всех государственных служащих аппарата государственного органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, относящихся к категории "Б" и категории "В". Распределение государственных должностей субъектов Российской Федерации по категории "Б" и "В" осуществлено в данной работе предварительно.
Наименования типовых государственных должностей государственных служащих субъекта Российской Федерации определены в соответствии с проектом Реестра государственных должностей, предварительно согласованным с Департаментом по вопросам государственной службы Министерства труда Российской Федерации.
При разработке конкретных должностных инструкций государственных служащих, руководствуясь, как было предложено, принципами оптимизации функционального и технологического разделения труда в аппарате, отражая в нормативных документах функции управления: планирование, организация, координация, регулирование, контроль и анализ, в объекте же управления необходимо предусмотреть такие сферы деятельности каждого конкретного субъекта Российской Федерации , как: собственность; финансы и бюджет; использование земли и других природных ресурсов; сельское хозяйство, охрана природы; строительство; транспорт; дорожное хозяйство; связь; коммунальное и торговое обслуживание; социально-культурное обслуживание (народное образование; культура; здравоохранение; социальное обеспечение; физкультура и спорт); социальная защита населения; обеспечение законности и правопорядка; охрана прав и свобод граждан и другие сферы в соответствии с действующим законодательством.
Научный руководитель разработки и ответственный исполнитель Зав. Отделом государственных структур управления, д. э. н. Столярова В.А.; в работе принимали участие: старший научный сотрудник Владимирская Л.И.; научные сотрудники: Погорелова М.Я.; Серков А.Е.; Педро В.С.; ведущие экономисты: Азямова Л.В., Никишина Н.И.; Терешкина Н.Н.; Романова Г.Н.; техник Яковлева С.И. и другие.
Пример
2. Заместитель руководителя органа исполнительной власти Российской Федерации по кадрам и социальной политике