1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В 2018/2019 учебному году на территории Кировской области функционировало 659 образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Данные организации посещали более 70 тыс. детей.
Созданная система дошкольного образования позволяет предоставлять разнообразные образовательные услуги с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, потребностей родителей (законных представителей).
Для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы условия для воспитания и обучения в целях реализации государственного стандарта общего образования и получения качественного образования. В 2018 году группы компенсирующей и комбинированной направленности посещал 2521 ребенок, среди них - 324 инвалида (в 2017 году группы компенсирующей и комбинированной направленности посещали 2508 детей, среди них - 268 инвалидов).
Для родителей, в том числе воспитывающих детей дома, в муниципальных образованиях открыты консультационные пункты. В 2019 году консультации специалистов по вопросам образования детей дошкольного возраста получили более 5 тыс. родителей.
По состоянию на 01.01.2019 в федеральной государственной информационной системе доступности дошкольного образования зарегистрировано более 20 тыс. детей в возрасте от 0 до 3 лет и 3,4 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях (в 2017 году - более 22 тыс. детей от 0 до 3 лет и 2 тыс. детей от 3 до 7 лет, в 2016 году - более 23 тыс. детей от 0 до 3 лет и 1,4 тыс. детей от 3 до 7 лет).
С целью развития системы дошкольного образования в Кировской области ежегодно вводятся дополнительные места в результате строительства, реконструкции и возврата в действующую сеть зданий детских садов, ранее переданных в аренду, а также открытия мест на базе школ и детских садов.
В 2018 году создано 2015 мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
На базе школ, детских садов в 2018/2019 учебном году функционировало 3415 групп, которые посещали 69185 воспитанников, а также 50 групп кратковременного пребывания, которые посещали 592 воспитанника. Вместе с тем рождаемость в Кировской области растет намного быстрее, чем число вводимых мест в муниципальных детских садах.
При этом недостаточно активно внедряются инновационные формы дошкольного образования (группы кратковременного пребывания детей, консультативные пункты, лекотеки, информационно-консультационные сервисы). Доля негосударственных дошкольных образовательных организаций составляет всего 1,3% от общего количества образовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги по образовательным программам дошкольного образования, что обусловлено высоким уровнем арендной платы за помещение, отвечающее лицензионным требованиям, и низким уровнем доходов большинства молодых семей.
Кроме того, в 2020 году в Кировской области будет создано 223 дополнительных места для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, присмотр и уход за детьми.
В период реализации Подпрограммы прогнозируется тенденция увеличения рождаемости детей. Проблема дефицита мест в дошкольных образовательных организациях сохранится в городах в связи с миграцией населения из сельской местности в городскую. С учетом состояния муниципальных систем дошкольного образования и демографических перспектив для ввода дополнительных мест в образовательных организациях дошкольного образования и сохранения имеющихся требуется осуществлять капитальный ремонт и реконструкцию зданий, а также строить новые современные детские сады.
В дошкольных организациях необходимо активное внедрение инновационных форм дошкольного образования (групп кратковременного пребывания детей, консультативных пунктов, лекотек, информационно-консультационных сервисов и др.), а также создание условий для развития негосударственного сектора (частных, семейных, корпоративных детских садов) на основе муниципального задания (заказа).
Особое внимание нужно уделить вопросу формирования инфраструктуры поддержки раннего развития детей. Требуется создать условия для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, оказывать психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
В целях предоставления дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо открытие дополнительных компенсирующих и комбинированных групп для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.