1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Сложившаяся в Кировской области к 2020 году система социального обслуживания включала в себя широкий спектр социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, гражданам пожилого возраста, инвалидам и другим категориям граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Федеральным и областным законодательством предусмотрено предоставление социальных услуг в 3 формах социального обслуживания: на дому, в полустационарной и стационарной формах.
Деятельность поставщиков социальных услуг, осуществляющих стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, не способных к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, направлена на создание для указанных категорий граждан условий жизни, наиболее соответствующих их возрасту и состоянию здоровья.
Перспективным направлением социального обслуживания стало развитие полустационарной формы предоставления социальных услуг, в том числе путем привлечения к такой деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
Оказание социальных услуг на дому является приоритетным направлением социального обслуживания граждан, так как сохраняет для них привычные условия проживания. Кроме того, данная форма оказания социальных услуг экономически целесообразна.
В 2016 - 2018 годах большое внимание уделялось совершенствованию форм и методов работы с семьей, внедрению инновационных технологий, направленных на профилактику семейного неблагополучия, пропаганду семейных ценностей.
Социальное обслуживание граждан осуществляется в домах-интернатах, центрах социального обслуживания населения, специализированных организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Кировской области.
Работа по оптимизации сети организаций (отделений) социального обслуживания, находящихся в ведении Кировской области, проведенная к 2020 году, позволила сократить расходы на содержание административно-управленческого персонала, увеличить уровень заработной платы специалистов, повысить эффективность использования имущества, снизить часть хозяйственных расходов, ликвидировать очередность в стационарные организации социального обслуживания, сохраняя при этом высокое качество предоставления социальных услуг.
Несмотря на отсутствие ветхих и аварийных зданий спальных корпусов организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Кировской области, имеются здания и сооружения, требующие проведения ремонта.
За период 2016 - 2019 годов услугами социальных служб ежегодно пользовались более 260 тыс. жителей Кировской области. При этом наблюдалась тенденция растущей потребности в социальных услугах вследствие увеличения численности пожилых граждан. Развитие и совершенствование деятельности организаций социального обслуживания населения, находящихся в ведении Кировской области, негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан (далее - поставщики социальных услуг), были направлены на повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг различным категориям и группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.