1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.
Управление государственными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением.
За последние годы в сфере управления государственными финансами Кировской области были достигнуты определенные результаты. В целях обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы Кировской области на постоянной основе осуществлялись мероприятия по повышению собираемости налоговых и неналоговых доходов, развитию налоговой базы.
Проведена работа по совершенствованию регионального налогового законодательства, в том числе по отмене неэффективных и невостребованных региональных налоговых льгот.
С 2016 года осуществлен переход к налогообложению имущества физических лиц и отдельных объектов недвижимости, определенных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из их кадастровой стоимости.
В рамках выполнения обязательств по снижению уровня дотационности региона и оздоровлению государственных финансов возрастает значение работы по дальнейшему совершенствованию регионального налогового законодательства, в том числе по усилению его стимулирующей роли.
В целях повышения эффективности государственной политики и оптимального распределения бюджетных ресурсов в 2019 году Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены положения, регулирующие в рамках бюджетного процесса процедуры контроля, учета и оценки налоговых льгот на основе концепции "налоговых расходов".
Система оценки эффективности налоговых расходов в пилотном формате в 2018 году была апробирована в Кировской области на основании методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации, подготовленной Министерством финансов Российской Федерации.
Одним из приоритетов в работе по данному направлению является обеспечение ежегодного роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в сопоставимых условиях, как это предусмотрено обязательствами Кировской области - получателя дотации из федерального бюджета.
Немаловажное значение для обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы Кировской области имеет проводимая работа по повышению качества бюджетного планирования и исполнения бюджета.
В 2016 году впервые был утвержден долгосрочный бюджетный прогноз Кировской области до 2027 года, которым были определены прогнозные характеристики областного бюджета и консолидированного бюджета Кировской области на основе показателей долгосрочного прогноза социально-экономического развития Кировской области.
В долгосрочной перспективе приоритеты бюджетной политики, учтенные в долгосрочном бюджетном прогнозе, в части доходов направлены на сохранение устойчивой траектории роста налоговых и неналоговых доходов бюджета, которую планируется обеспечить за счет реализации мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и сокращения недоимки в бюджет Кировской области, дальнейшего совершенствования регионального налогового законодательства и повышения эффективности взаимодействия участников бюджетного процесса по улучшению качества администрирования бюджетных поступлений.
Проведение в Кировской области предсказуемой и ответственной бюджетной политики для обеспечения стабильности и сбалансированности областного бюджета невозможно без соблюдения бюджетных ограничений по уровню дефицита областного бюджета.
Одним из основных инструментов обеспечения экономической и финансовой стабильности является продуманная и взвешенная долговая политика в Кировской области, которая ориентирована на минимизацию долговых обязательств областного бюджета и расходов на обслуживание государственного долга.
В целях совершенствования бюджетного процесса и повышения эффективности управления государственным долгом Правительством Кировской области ежегодно утверждается долговая политика Кировской области. Основные направления долговой политики используются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.