1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Сферой реализации Государственной программы является организация эффективной деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий Кировской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Кировской области, а также борьба с преступностью, профилактика правонарушений, координация усилий всех субъектов профилактики в данном направлении, обеспечение первичного воинского учета и содействие проведению призыва на военную службу на территории Кировской области, достижение конкретных результатов на основе разработанных мероприятий.
Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера остаются острыми и актуальными. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Сегодня исключить чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера нельзя, но существенно снизить их число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.
По состоянию на 01.01.2019 на территории Кировской области функционирует 9 химически опасных объектов, 17 взрывопожароопасных объектов, 1 радиационно опасный объект и 6 потенциально опасных гидротехнических сооружений. Большая часть этих объектов имеет экономическую, оборонную и социальную значимость, но в то же время составляет потенциальную опасность для здоровья и жизни населения. Общая площадь зон возможного химического заражения при авариях на химически опасных объектах в Кировской области может составить около 10,2 кв. километра (проживает около 3 тыс. человек).
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации и аварии, возникающие на объектах жилищно-коммунального хозяйства. За период отопительного сезона 2018/2019 года произошло 18 нарушений в системах теплоснабжения населения, в зону отключения попали около 40 социально значимых объектов и 550 жилых домов (около 59,4 тыс. человек). Особую озабоченность вызывают аварии на системах водоснабжения муниципальных образований Кировской области. В 2018 году зарегистрировано около 100 случаев отключения водоснабжения, в результате чего были нарушены условия жизнедеятельности около 67 тыс. человек. Возникновение опасностей и их совокупностей в процессе эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, систем жизнеобеспечения и инженерных коммуникаций связано с износом производственных фондов, систем и коммуникаций, человеческим фактором, отсутствием достаточных финансовых средств на проведение работ по замене оборудования на производстве и системах жизнеобеспечения населения, выслужившего нормативные сроки эксплуатации.
Территория Кировской области подвержена неблагоприятным природным факторам, наибольшую опасность представляют природные пожары.
Статистика природных пожаров за последние годы свидетельствует о том, что их количество сохраняется на уровне 40 - 60 пожаров в год.
За пожароопасный период 2018 года на территории Кировской области зарегистрирован 31 лесной пожар на общей площади 13,935 га (в том числе 2 торфяных (подземных) пожара на общей площади 0,022 га), средняя площадь одного пожара составила 0,450 га. Жилые дома и объекты социальной, производственной, транспортной и инженерной инфраструктуры от природных пожаров в 2018 году не пострадали. Все лесные пожары были ликвидированы в день обнаружения. Общий ущерб от природных пожаров в 2018 году составил 2,2 млн. рублей, в том числе затраты на тушение пожаров составили 1,89 млн. рублей.
В жилом секторе и на объектах экономики в 2018 году на территории Кировской области зарегистрировано 1476 пожаров. На пожарах погибло 143 человека, травмировано 157 человек. Материальный ущерб от пожаров составил около 92,6 млн. рублей.
Задымленность помещений и путей эвакуации часто является основной причиной гибели людей, потери материальных ценностей. Особенно сложно вести борьбу с задымлением в замкнутых помещениях, имеющих ограниченные возможности для вентиляции, таких, как подвальные и полуподвальные помещения, шахты, тоннели, в других вариантах помещений и сооружений. Актуальность этого вопроса становится все значительнее в связи с расширением использования материалов и изделий на основе полимеров, горение и тление которых сопровождается выделением большого количества дыма. Сгорание незначительного количества подобных материалов приводит к потере видимости и существенно усложняет обнаружение пожара и его подавление.
По статистическим данным, ежегодно в Кировской области на водоемах тонет около 30 - 40 человек. В основном это люди работоспособного возраста и дети. Анализ несчастных случаев на водных объектах в Кировской области показал, что основными причинами гибели людей остаются: купание граждан в несанкционированных местах купания, купание граждан в состоянии алкогольного опьянения и отсутствие контроля за детьми со стороны родителей. На территории Кировской области обеспечено безопасное купание только на трех муниципальных пляжах, спасательные станции расположены в городах Кирове, Кирово-Чепецке, Слободском.
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также противодействие угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации экстренных оперативных служб, в том числе службы пожарной охраны, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, службы полиции, службы скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, службы "Антитеррор".
Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях в 10% случаев требуется привлечение сразу нескольких экстренных оперативных служб.
Актуальность проблемы обуславливается значительным числом погибших и пострадавших, а также крупным размером прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.
Анализ опыта реагирования экстренных оперативных служб на чрезвычайные ситуации, анализ итогов реализации федеральных целевых программ в сфере безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, анализ наиболее успешных инициатив органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также опыта иностранных государств и международных организаций позволяют сделать вывод о том, что для Кировской области наиболее эффективным решением, обеспечивающим оперативное и рациональное использование ресурсов экстренных оперативных служб, максимальное эффективное их взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы, является деятельность центра обработки вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Кировской области.