1. Общая характеристика сферы реализации Региональной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Одной из проблем современного общества является нарастание объемов отходов производства и потребления (далее - отходы). Темпы роста образования отходов опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию. Ежегодно в Российской Федерации образуется более 7 млрд. тонн коммунальных, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов. Из них 30 млн. тонн (150 млн. куб. метров) - твердые коммунальные отходы (далее - ТКО). Около 85% ТКО складируется на полигонах различного типа и свалках, 5% проходит вторичную переработку, около 10% теряется при транспортировке.
С одной стороны, накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб.
С другой стороны, концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой вторичные материальные ресурсы, является фактором, способствующим организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территории и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции.
Из коммунальных отходов можно использовать в качестве вторичных материальных ресурсов пищевые отходы, бумагу, картон, дерево, металлы черные и цветные, текстиль, стекло, кожу, резину, пластмассу, полиэтилен, бой керамики и т.д. Как показывают исследования открытого акционерного общества "Ордена Трудового Красного Знамени академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова" и зарубежный опыт, около 55% ТКО и более 70% коммерческих отходов (ТКО, образующихся в офисных зданиях, магазинах, бытовых помещениях предприятий и т.д.) может быть вовлечено в хозяйственный оборот в виде вторичного сырья.
В настоящий момент на территории Кировской области отсутствуют эффективные модели обращения с отходами производства и потребления. Положительные результаты внедрения опыта стран Европейского союза в сфере обращения с отходами, государств Восточной Европы (Германии, Чехии, Польши и пр.) и субъектов Российской Федерации (Республики Чувашии, Ульяновской и Пензенской областей) дают возможность применения передового опыта на территории Кировской области с учетом местных особенностей, действующей нормативной правовой базы, социально-экономической ситуации и тенденций их изменения.
Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами в Кировской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации не является благополучной.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, за 2015 год в Кировской области образовалось более 1,9 млн. тонн отходов. Более 0,55 млн. тонн из них представлены ТКО. Источниками образования ТКО на территории области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Оценить количество ТКО, образованных населением, ввиду отсутствия на территории области установленных нормативов накопления отходов в настоящее время не представляется возможным. По данным администраций районов области, суммарный объем образования отходов от населения (исходя из численности) может достигать около 346 тыс. тонн в год.
Более 80% образующихся в Кировской области ТКО несанкционированно размещается в окружающей среде.
Существующая система сбора ТКО не позволяет в полной мере удалять их из мест образования. Это приводит к несанкционированному размещению ТКО в окружающей среде и значительным потерям вторичных ресурсов.
Объекты размещения ТКО, находящиеся возле крупных населенных пунктов, представляют собой свалки без природоохранных сооружений. Перекрыта проектная мощность первой карты полигона ТКО в пос. Костино, в связи с чем возникает необходимость закрытия и рекультивации данной карты.
Сортировка ТКО на территории области не осуществляется, поэтому все утильные фракции, содержащиеся в ТКО, отправляются на свалки и полигоны.
Анализ существующей ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории области позволил выделить ряд проблем:
1.1. Наличие большого числа объектов размещения коммунальных отходов и их функционирование с нарушениями природоохранного законодательства. В соответствии с Концепцией обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 25.01.2010 № 10 "Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области" (далее - Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области), наибольшая концентрация свалок отмечена в центральной части области (г. Киров и прилегающие к областному центру районы области) и районах, расположенных к югу и юго-западу от областного центра. Вновь построенные объекты размещения отходов при отсутствии генеральной схемы очистки территории решают проблему захоронения отходов лишь в районных центрах, тогда как на территории всего района количество свалок не сокращается. Бесконтрольная деятельность хозяйствующих субъектов (природопользователей) на несанкционированных объектах размещения ТКО ведет к увеличению площадей, занимаемых свалками. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области, на 2015 год на объектах размещения ТКО захоронено около 81 млн. тонн отходов, ежегодно данная цифра увеличивается на 0,5 млн. тонн. В настоящее время лишь 18% ТКО захоронено на полигонах, отвечающих природоохранным требованиям.
1.2. Неэффективность системы сбора и удаления отходов на территории областного центра и ряда муниципальных образований вследствие значительного износа технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами. Система сбора и удаления отходов исторически сложилась только на территории административных центров муниципальных районов и не развивается на всей территории муниципальных образований. Отсутствие системы двухстадийного вывоза отходов не позволяет охватывать близлежащие населенные пункты, прилегающие к районным центрам, несмотря на то, что именно в них образуется до 50% объема ТКО. Кроме того, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования приводит к недостатку достоверных сведений у органов исполнительной власти для принятия грамотных управленческих решений.
1.3. Низкая экологическая культура населения в сфере обращения с отходами из-за недостаточной информированности о необходимости раздельного сбора компонентов коммунальных отходов и способах их вторичного использования.
1.4. Отсутствие системы раздельного сбора ценных компонентов коммунальных отходов (в том числе отходов от использования товаров) и их переработки приводит к сокращению срока эксплуатации полигонов, увеличению объемов отходов, поступающих на захоронение, потере ценных вторичных материальных ресурсов и загрязнению окружающей среды. Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением (сортировкой) из ТКО ресурсов, пригодных для вторичного использования, строительством мусоросортировочных комплексов и завода по переработке мусора.
1.5. Отсутствие системы сбора наиболее опасных для окружающей среды и человека ртутьсодержащих отходов (осветительных устройств) на территории области приводит к их поступлению в окружающую среду и ее загрязнению. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории области ежегодно образуется около 79 тонн ртутьсодержащих отходов. По экспертным оценкам, масса образования таких отходов может быть в 2 - 3 раза больше. На территории г. Кирова имеется специализированное предприятие по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов - акционерное общество "Куприт". Большинство природопользователей передает опасные отходы, в том числе и ртутьсодержащие, для утилизации на специализированных предприятиях, однако отсутствие на территории области систем сбора опасных отходов от населения создает предпосылки к неорганизованному размещению таких отходов в окружающей среде. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо создавать системы сбора ртутьсодержащих отходов, в том числе для населения, поскольку в результате бытового применения люминесцентных энергосберегающих ламп возможно образование ртутьсодержащих отходов в количестве, превышающем статистические данные.
1.6. Отсутствие законодательного регулирования на федеральном уровне в сфере обращения с биологическими отходами. Необходимо проработать вопрос нормативного правового обеспечения в данной сфере.
Следовательно, на территории области не решается проблема ликвидации накопленного экологического ущерба. В сфере обращения с отходами накопленный экологический ущерб выражен свалками коммунальных отходов и нарушенными в результате эксплуатации свалок землями. Остаются нерешенными проблемы в сфере повышения уровня экологической культуры населения. Не созданы условия для развития переработки вторичных ресурсов. Сложившаяся в области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. Следовательно, на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом.
Анализ проблем в сфере обращения с отходами на территории области свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе в случае непринятия соответствующих мер может произойти дестабилизация экологической обстановки. Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами будет обостряться, произойдет рост негативного воздействия отходов на природные комплексы, что повлечет за собой отрицательные проявления состояния окружающей среды и ухудшение здоровья населения.
В долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, главная цель экологической политики государства на среднесрочную перспективу в сфере обращения с отходами производства и потребления определена как создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение экологических стандартов, улучшение состояния окружающей среды.
Региональная программа является одним из основных инструментов реализации региональной экологической политики в сфере обращения с отходами производства и потребления и представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих ликвидацию накопленного экологического ущерба и восстановление природных систем, рациональное природопользование и развитие отрасли переработки вторичных ресурсов, улучшение качества жизни населения и комфортности среды проживания, благоприятное состояние окружающей среды в целом на весь период реализации Региональной программы.
В основу Региональной программы положена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Кировской области, утвержденная распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15.12.2016 № 20.
Территориальной схемой предусмотрено строительство мусороперегрузочных станций, мусоросортировочных заводов с полигонами и предприятий по переработке отсортированных фракций ТКО.
Региональной программой также планируются мероприятия по раздельному сбору отходов и ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде в виде свалок ТКО.