Недействующий

Об утверждении программы "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Кировской области" на 2016 - 2025 годы (с изменениями на 4 апреля 2016 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Программа "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Кировской области" на 2016 - 2015 годы разработана в целях исполнения  перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.12.2014 № Пр-2821 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 в соответствии с программой "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 № 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы".

В условиях модернизации общего образования одним из приоритетов государственной политики Правительства Кировской области в сфере общего образования является создание в общеобразовательных организациях современных условий обучения, которые определяются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее - ФГОС), санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами.

В соответствии с ФГОС в общеобразовательных организациях требуется создать необходимые условия, в частности для организации внеурочной деятельности обучающихся. За 11 лет обучения необходимо обеспечить до 3800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы (до 10 часов в неделю), что практически невозможно сделать при двухсменном режиме работы общеобразовательных организаций. Поэтому для повышения доступности качественного образования должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, безопасность и комфортность условий их осуществления.

Кроме того, организация образовательного процесса в одну смену позволит создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, а также будет способствовать повышению качества предоставления услуг дополнительного образования детей.

Односменный режим школ расширит возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом и спортом.

С целью создания в общеобразовательных организациях условий, отвечающих требованиям ФГОС, в 2011 - 2015 годах на территории области построено 9 зданий и объектов общеобразовательных организаций, проведен капитальный ремонт и реконструкция 68 зданий и объектов общеобразовательных организаций, в 16 школах создана безбарьерная среда обучения для детей-инвалидов.

В Кировской области приняты меры по оптимизации сети общеобразовательных организаций, что позволит обеспечить создание современных условий в школах и сохранить достигнутый уровень качества образования.  В настоящее время формируется новая сеть общеобразовательных организаций, включающая школьные округа и образовательные кластеры. Все виды ресурсов и контингенты учащихся, особенно на старшей ступени обучения, концентрируются в крупных, так называемых базовых школах.

По состоянию на начало 2015 - 2016 учебного года областная сеть общеобразовательных организаций в сравнении с 2011 годом сократилась на 10,6% и состоит из 579 организаций, включая 24 филиала.

В области реализованы мероприятия по повышению качества образования детей из отдаленных сельских населенных пунктов, а также детей-инвалидов.

Для подвоза детей в базовые школы в 2011 - 2015 годах закуплено 88 транспортных средств. Парк школьных автобусов области составляет 247 единиц, осуществляется подвоз свыше 5 тыс. учащихся.

Активно используются дистанционные технологии обучения. В 2015 -2016 учебном году в Кировском областном государственном общеобразовательном бюджетном учреждении "Центр дистанционного образования детей" обучаются 215 детей-инвалидов из 40 муниципальных образований и 573 учащихся 36 школ из 20 районов области. Таким образом, всем детям-инвалидам, изъявившим желание обучаться дистанционно, при условии отсутствия медицинских противопоказаний такая возможность предоставлена. Удовлетворены запросы школ, не имеющих достаточного числа педагогических кадров и подавших заявки для организации дистанционного обучения.

Принятые меры позволили увеличить долю школьников, обучающихся в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу, однако не решили проблемы в целом.

В 2015 - 2016 учебном году 19,6 тыс. учащихся из 81 общеобразовательной организации области обучаются в две смены.

Вторая смена в общеобразовательных организациях сохраняется в 17 муниципальных образованиях. Наибольшее количество обучающихся во вторую смену в городе Кирове - 13831 человек, городе Вятские Поляны - 1428 человек, городе Омутнинске - 1101 человек, городе Слободском - 486 человек, Белохолуницком районе - 448 человек.

При этом имеются здания школ, не отвечающие требованиям качества школьной инфраструктуры, критериям комфорта и безопасности. По данным муниципальных образований, на начало 2015 - 2016 учебного года здания 104 школ имеют износ более 70%, здания 130 школ имеют износ от 50% до 70%. В настоящее время необходим вывод зданий общеобразовательных организаций, имеющих такой уровень износа, из эксплуатации и перевод обучающихся в новые здания.

По данным муниципальных образований, с учетом прогноза демографической ситуации в течение ближайших 10 лет ожидается рост численности детей школьного возраста более чем на 24 тыс. человек. Поэтому при существующей инфраструктуре проблема обеспечения доступности качественного обучения школьников будет обостряться, особенно в городской местности. Прогнозируемая потребность в новых местах до 2025 года составляет более 53 тысяч.

Информация по прогнозу состояния системы общего образования в 2016 - 2025 годах с учетом демографической ситуации в целом по области и в разрезе муниципальных образований приведена в приложении № 1.

Для решения проблемы необходимо создание дополнительных мест в школах в рамках настоящей Программы, а также в рамках соответствующих муниципальных программ.

Для ввода дополнительных мест и сохранения имеющихся требуется с учетом состояния муниципальных систем общего образования и демографических перспектив строить новые современные здания школ, а также ремонтировать, реконструировать имеющиеся здания и объекты общеобразовательных организаций.

Данная задача должна решаться и за счет оптимизации загруженности школ, а также за счет развития негосударственного сектора.

Старшеклассникам из сельских отдаленных пунктов для получения профильного образования в государственных общеобразовательных организациях требуется создать современные условия для их проживания в пришкольных интернатах, во многих из которых на сегодняшний день необходимо проведение капитального ремонта.

Необходимость реализации Программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования.

(раздел 1 с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 04.04.2016 № 76)