ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
(с изменениями на 16 декабря 1999 года)
_____________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области
от 14.02.2001 № 248-ЗО
_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением администрации города Кирова от 16.12.1999 № 156-ЗО
_________________________________________________________________________
Принят Кировской областной
Думой 21 июля 1995 года
Настоящий Закон области определяет права, обязанности и ответственность депутата Кировской областной Думы (далее соответственно - депутат Думы), предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Депутат Кировской областной Думы
Депутатом Кировской областной Думы является избранный народом представитель соответствующей территории Кировской области, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Кировской областной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Уставом Кировской области, настоящим Законом.
Депутат Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, своими убеждениями и предвыборной программой.
Статья 2. Законодательство о статусе депутата Думы
Статус депутата Кировской областной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством.
Статья 3. Срок полномочий депутата Думы
Срок полномочий депутата Думы начинается со дня его избрания депутатом и прекращается с момента начала работы областной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 4 настоящего закона.
По решению о признании выборов депутата недействительными, принятому в связи с нарушением законодательства о выборах, полномочия депутата прекращаются со дня принятия решения. Полномочия депутата Думы не подлежат передаче другому лицу.
Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата областной Думы
Полномочия депутата Думы прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
в) выезда депутата Думы на постоянное жительство за пределы области;
г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
д) признания депутата недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
е) избрания его депутатом иного законодательного органа государственной власти или органа местного самоуправления;
ж) поступления депутата, работающего на постоянной основе в областной Думе, на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой;
з) роспуска областной Думы.
Решение о прекращении полномочий депутата Думы в случаях, указанных в пунктах "а" - "з" настоящей статьи, принимается областной Думой и оформляется постановлением Думы. Полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, определяемого таким постановлением Думы.
Полномочия депутата Думы в случае, предусмотренном в пункте "и" настоящей статьи, прекращаются со дня роспуска областной Думы.
Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата областной Думы
Депутат Думы имеет депутатское удостоверение, подтверждающее личность и полномочия депутата, и нагрудный знак "Депутат областной Думы", которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.
Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата Думы, их образцы и описание утверждаются областной Думой.
Статья 6. Сочетание деятельности депутата Думы с выполнением производственных и служебных обязанностей
Депутат Думы осуществляет свои полномочия, как правило, без отрыва от основной производственной или служебной деятельности. Депутат Думы, осуществляющий депутатскую деятельность в Думе на профессиональной постоянной основе, не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Количество депутатов Думы, работающих в Думе на профессиональной постоянной основе, определяется Думой.
Статья 7. Формы депутатской деятельности депутата Думы
а) участие в заседаниях Думы;
б) участие в работе постоянных и временных комиссий, создаваемых Думой;
в) участие в выполнении поручений областной Думы и ее органов;
г) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в областной Думе;
д) обращение с депутатским запросом;
е) работа с избирателями.
Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных федеральными и областными законами, регламентом областной Думы.
Статья 8. Взаимоотношения депутата Думы с избирателями
Депутат Думы поддерживает связь с избирателями своего округа.
Депутаты информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Депутату Думы для работы с избирателями ежемесячно предоставляются соответствующие дни в порядке, определенном регламентом Думы.
Депутату Думы для осуществления своих полномочий в его избирательном округе соответствующая администрация предоставляет транспорт, отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой, а также обеспечивает извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями.
Статья 9. Депутатская этика
Депутат Думы должен соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые Думой. В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата по поручению областной Думы рассматривается соответствующей комиссией. Ответственность за нарушение депутатской этики устанавливается регламентом.
Глава II. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 10. Право законодательной инициативы депутата Думы
Депутат Думы имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Думу:
а) законопроектов, иных нормативных правовых актов и поправок к ним;
б) законодательных предложений о разработке и принятии новых законов и иных нормативных правовых актов;
в) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Кировской области либо о признании этих законов утратившими силу.
Перечисленные в настоящей статье законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Думе в порядке, установленном регламентом Думы.
Статья 11. Участие депутата Думы в заседаниях Думы и ее органов
Депутат Думы:
а) принимает участие в заседаниях Думы, комиссий, любых других органов, создаваемых Думой;
б) пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой и комиссиями, членом которых он является;
в) реализует на заседаниях Думы, соответствующих комиссий предоставленные ему права в соответствии с регламентом областной Думы.
Депутат Думы обязан лично участвовать в заседаниях Думы, органов Думы, членом которых он является.
При невозможности присутствовать на заседаниях Думы, комиссии, других органов, создаваемых Думой, по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом председателя Думы или председателя органа.
Депутат по решению Думы может быть выведен из состава комиссии или других органов Думы за систематическое неучастие в их работе без уважительных причин.
Депутат, не входящий в состав комиссии или иного органа Думы, вправе принимать участие в их заседаниях с правом совещательного голоса.
Статья 12. Участие депутата в выполнении поручений Думы и ее органов
Депутат Думы обязан выполнять поручения Думы и ее органов, данные в пределах их полномочий.
О результатах выполнения поручений депутат информирует соответственно Думу и ее органы, вносит предложения об устранении выявленных недостатков.
Статья 13. Депутатский запрос
Депутат Думы и группа депутатов имеют право внести на рассмотрение Думы обращение к Председателю Думы, Губернатору и другим должностным лицам администрации области, а также к руководителям расположенных на территории области государственных и общественных органов, предприятий, организаций. Такое обращение вносится в письменной форме и оглашается на заседании Думы.
Государственный орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ, который оглашается на заседании Думы. Депутат Думы вправе дать оценку ответа государственного органа или должностного лица на запрос.
Статья 14. Обращение депутата Думы к Губернатору и другим должностным лицам администрации области на заседании Кировской областной Думы
Депутат, группа депутатов вправе обратиться с вопросом к главе и любому должностному лицу администрации области на заседании Кировской областной Думы.
В Регламенте Думы предусматривается время для обращения депутатов с вопросом к Губернатору и другим должностным лицам администрации области и ответов на них.
Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в аппарат Думы, что является основанием для приглашения данного лица на заседание Думы.
В случае, если приглашенный не имеет возможности прибыть на заседание Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ по существу предварительно заданного вопроса. В этом случае ответ указанного лица доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании Думы.
Статья 15. Право депутата Думы на обязательный прием должностными лицами
По вопросам своей депутатской деятельности депутат Думы пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Кировской области органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава воинских частей и воинских формирований.
Статья 16. Право депутата Думы на получение и распространение информации
Депутат Думы в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми Думой, а также другими документами, информационными и справочными материалами.
Депутат Думы по вопросам, относящимся к компетенции Думы, либо по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, имеет право запрашивать информацию у государственных предприятий, учреждений и организаций.
Депутат Думы имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом материалы, представляемые депутатом Думы самостоятельно, по поручению Думы или ее органов, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения.
Редактирование представляемых депутатом материалов без его согласия не допускается.
Статья 17. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата Думы
Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организации, должностные лица, к которым обратился депутат Думы по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать ответ на его обращение или представить запрашиваемые им документы или сведения безотлагательно.
В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата Думы дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов и должностные лица, указанные в части первой настоящей части, обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 30 дней со дня получения обращения депутата.
Депутат Думы имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе и на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за 3 дня.
Вмешательство депутата Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.
Статья 18. Неприкосновенность депутата
Депутат Думы на территории области в течение всего срока полномочий не может быть привлечен к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Думы за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. На территории области у депутата без согласия Думы не могут быть произведены выемка и арест его имущества и документов.
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортное средство, переписку, используемые им средства связи.
В случае предъявления депутату Думы после истечения его полномочий обвинения в нарушении закона, допущенного в период депутатской деятельности, привлечение к ответственности и другие процессуальные меры могут быть допущены только в порядке, предусмотренном настоящим законом в отношении депутата Думы.
Статья 19. Порядок получения согласия на привлечение депутата Думы к ответственности
Для получения согласия Думы на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Думы, привлечение его к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, прокурор области или вышестоящий прокурор перед возбуждением уголовного дела либо административного производства, предъявлением депутату Думы обвинения, дачей санкции на арест вносит в Думу представление.
Дума рассматривает представление на очередном заседании.
При необходимости от соответствующего прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении представления вправе участвовать депутат Думы, в отношении которого внесено представление. Дума принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем соответствующего прокурора.
Прокурор, вносивший представление в Думу, в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Думе о результатах расследования или рассмотрения дела.
В случае дачи Думой согласия на арест или привлечение депутата к уголовной ответственности дополнительного согласия на производство в последующем у него обыска, выемки, ареста имущества не требуется.
Статья 20. Право депутата Думы на отказ от свидетельских показаний
Депутат Думы вправе отказаться от свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением депутатских обязанностей, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Статья 21. Освобождение депутата Думы от исполнения воинских обязанностей
Депутат Думы в период его полномочий может быть призван на действительную военную службу, учебные и проверочные сборы только с его личного согласия или с согласия Думы.
Статья 22. Освобождение депутата Думы от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Думе или ее органах на постоянной основе
Освобождение депутата Думы от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Думе или ее органах на постоянной основе производится администрацией предприятий, учреждений и организаций по письменному заявлению депутата в указанный срок без увольнения (оформление отпуска без сохранения заработной платы на период работы в Думе). Оплата труда депутата Думы в данном случае производится Думой. В этом случае за депутатом Думы сохраняются права члена данного трудового коллектива.
Депутат Думы на время осуществления депутатской деятельности в Думе или ее органах на постоянной основе по своему желанию может быть уволен с прежнего места работы или службы в связи с переходом на работу в Думу. Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана уволить депутата Думы в указанный им срок.
Депутат Думы из числа военнослужащих или других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, осуществляющий депутатскую деятельность в Думе или ее органах на постоянной основе, на время осуществления депутатской деятельности прикомандировывается к Думе с оставлением или без оставления на действительной военной или другой службе. Прикомандирование производится в порядке, определяемом федеральным законодательством.
Статья 23. Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей депутата Думы, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности
Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей депутата Думы, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности, производится по инициативе депутата Думы на основании его письменного уведомления. Требование каких-либо других документов не допускается. Уведомление депутата служит основанием для выплаты ему средней заработной платы (денежное содержание) за весь период освобождения по основному месту работы с последующим возмещением работодателю расходов из областного бюджета в установленном порядке.
За период заседаний Думы, а также выполнения депутатских обязанностей с депутата Думы снимается обязанность выполнения работы, устанавливаемой в виде конкретных показателей.
Статья 24. Гарантии трудовых прав депутата Думы
Депутат Думы в период своих полномочий, а также в течение одного года после их окончания не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации без согласия Думы. В иных случаях перевод и перемещение допускается с согласия самого депутата.
Депутат Думы из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, в период своих полномочий, а также в течение одного года после их окончания не может быть по инициативе командования или администрации уволен со службы, понижен в должности, снижен в звании, лишен воинского звания без согласия Думы, а также перемещен по службе без его согласия. В указанный период ему не может быть задержано присвоение очередного офицерского или равного офицерскому специального звания согласно занимаемой должности.
Депутату Думы, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей, либо уволенному с прежнего места работы (службы), или отчисленному из учебного заведения на время депутатской деятельности в Думе или ее органах на постоянной основе, после ее окончания предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.
Депутат Думы из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированный к Думе с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Думе или ее органах на постоянной основе, по окончании срока освобожденной работы (прикомандирования) направляется в распоряжение соответствующих министерств и ведомств для дальнейшего прохождения службы в ранее занимаемой должности или, с его согласия, в равной или высшей должности.
Время выполнения депутатом Думы своих полномочий в Думе или в ее органах на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы), дающей право на установление процентных надбавок (в том числе климатических коэффициентов) к заработной плате (должностному окладу), на установление процентных надбавок получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если депутат Думы на момент перехода к осуществлению депутатской деятельности в Думе на постоянной основе находился на должности, работал по профессии либо работал (проходил службу) в местности, предусматривающих данную льготу.
За депутатом Думы из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированных к Думе с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Думе или ее органах на постоянной основе, сохраняются права, льготы и преимущества, предусмотренные действующим законодательством для военнослужащих и других категорий граждан, непосредственно проходящих службу.
С работником, принятым в порядке замещения должности, занимаемой депутатом Думы, заключается срочный трудовой договор на весь период выполнения депутатом Думы своих депутатских полномочий в Думе и ее органах на постоянной основе. Трудовой договор с таким работником расторгается со дня возвращения депутата Думы на прежнюю работу.