Действующий

Об утверждении Программы по повышению эффективности управления государственными финансами Кировской области до 2018 года (с изменениями на 29 декабря 2016 года)

2.Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета


Решение задач социально-экономического развития области будет осуществляться в условиях, призванных обеспечить долгосрочную сбалансированность областного бюджета и минимизацию бюджетных рисков.

Необходимым условием достижения целей социально-экономического развития области является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Эффективная и ответственная бюджетная политика является важнейшей предпосылкой для улучшения качества жизни населения.

социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) в качестве главной стратегической цели ставит повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы. Достижение этой цели может быть обеспечено при наличии благоприятных условий для жизни населения, а также эффективной деятельности органов исполнительной власти области, что требует обоснованной оценки ресурсного потенциала области в достижении поставленной цели.

Модель постоянного роста бюджетных расходов, особенно учитывая принятие решений об увеличении "длящихся" социальных обязательств, исчерпала свои возможности. В сложившейся ситуации принятие финансово необеспеченных решений, какими бы полезными они не были, приведет к потере устойчивости областного бюджета, недоверию к проводимой финансовой политике в регионе.

Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости областного бюджета необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти области для усовершенствования действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования.

Разработка бюджетной стратегии, определяющей долгосрочную политику в сфере управления доходной и расходной частями областного бюджета, управления государственным долгом области и в сфере межбюджетных отношений, является важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов.

При этом показатели бюджетной стратегии, прогноза социально-экономического развития области и  должны быть взаимоувязаны,в результате чего будут увязаны показатели стратегического и бюджетного планирования в долгосрочной и среднесрочной перспективе, повысится обоснованность принимаемых стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных связанных с ними ресурсов, стратегические ориентиры развития области будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств.

Исходя из вышеизложенного при формировании областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов необходимо следующее:

2.1. Скорректировать цели и задачи  с учетом изменившихся приоритетов развития социальной сферы в Российской Федерации.

2.2. Расширить "горизонт" планирования прогноза социально-экономического развития области на срок до 2030 года.Разработка долгосрочного прогноза социально-экономического развития области должна стать необходимым условием для разработки бюджетной стратегии на соответствующий период.

2.3. Разработать бюджетную стратегию на период до 2030 года,которая должна определить финансовые возможности достижения основных целей и результатов государственной политики, прежде всего, в социальной сфере, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов.

2.4. Скорректировать мероприятия и показатели государственных программ Кировской области с учетом показателей  и прогноза социально-экономического развития области. Предельные объемы прогнозных расходов бюджета на реализацию каждой государственной программы на весь срок ее реализации должны быть определены бюджетной стратегией. Предельные объемы ("потолки") расходов позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, обеспеченные финансированием государственные программы, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов, и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.

Политика управления государственным долгом должна решать задачу сбалансированности бюджета, обеспечивать соответствие параметров по государственному долгу нормам бюджетного законодательства. План мероприятий по сокращению государственного долга Кировской области представлен в приложении № 2.

В целях снижения рисков рефинансирования краткосрочных банковских кредитов, обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости областного бюджета, равномерного распределения долговой нагрузки по годам ставится задача использования для целей обеспечения сбалансированности областного бюджета среднесрочных и долгосрочных заемных источников финансирования дефицита областного бюджета. Выбор инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований (кредиты кредитных организаций, государственные ценные бумаги) будет осуществляться в зависимости от текущей ситуации на финансовом рынке.