8. Усиление стимулирующей роли межбюджетных отношений
Бюджетная политика в области межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области должна быть направлена на повышение самостоятельности и ответственности местных бюджетов.
Межбюджетные отношения на 2014 - 2018 годы будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного Российской Федерации и Кировской области от 28.09.2007 № 163-ЗО "О межбюджетных отношениях в Кировской области", они должны учитывать продолжающееся на федеральном уровне перераспределение доходных источников и расходных обязательств между публично-правовыми образованиями.
В настоящее время из областного бюджета предоставляется значительное количество субсидий местным бюджетам с минимальным уровнем софинансирования из местного бюджета. Вследствие этого фактически складывается ситуация, при которой областной бюджет взял на себя финансирование выполнения полномочий органов местного самоуправления.
Поэтому первоочередной задачей на сегодняшний день является количественный и качественный пересмотр субсидий местным бюджетам из областного бюджета в сторону сокращения их числа и при этом максимальное использование такого инструмента бюджетной политики, как средства на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), что позволит повысить финансовые возможности муниципалитетов по исполнению возложенных на них обязательств до среднего по области уровня.
Несмотря на увеличение доли субсидий, предоставляемых в рамках государственных программ, множественность субсидий обострила проблему их взаимного дублирования, распыления бюджетных средств, снижения их эффективности, отсутствия мотивации у муниципальных образований к принятию расходных обязательств по приоритетным направлениям. Расходы муниципальных образований должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками. Все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены. Оказание дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям должно сочетаться с развитием их экономики за счет собственных средств.
Поэтому, как было указано выше, остро встает вопрос об оптимизации состава субсидий муниципальным образованиям путем их консолидации либо отказа от предоставления отдельных из них, а также дальнейшего совершенствования механизма установления, предоставления и распределения межбюджетных субсидий. Главным распорядителям средств областного бюджета необходимо активизировать деятельность по укрупнению субсидий и уже с 2015 года предоставлять субсидии в консолидированной форме (одна государственная программа - одна субсидия).
Повышение эффективности и результативности предоставления субсидий местным бюджетам осуществляется установлением условий и критериев эффективности предоставления субсидий, ответственности за результаты использования и достижение поставленных целей.
Кроме того, планируется постоянно осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов, что будет способствовать повышению финансовой дисциплины.