На 01.01.2013 существующую сеть особо охраняемых природных территорий в Кировской области формирует 201 объект общей площадью 395,2 тыс. гектаров (3,28% площади территории области). В структуру охраняемых природных объектов и комплексов входят: 1 государственный природный заповедник (федерального значения), 3 государственных природных заказника регионального значения, 175 памятников природы регионального значения, 2 лечебно-оздоровительных местности и курорта регионального значения, зеленая зона городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского, 21 особо охраняемая природная территория местного значения, в том числе 2 лечебно-оздоровительных местности.
Распределение особо охраняемых природных территорий по муниципальным районам области, видовой состав охраняемых природных объектов и комплексов, а также их площадь и режимы особой охраны существенно различаются.
Территориальной охраной, осуществляемой специальными службами охраны, обеспечены 4 особо охраняемые территории: государственный природный заповедник "Нургуш" и государственные природные заказники регионального значения "Былина", "Пижемский" и "Бушковский лес".
Особо охраняемые природные территории служат опорной площадкой для ведения мониторинга окружающей среды и научных разработок, в том числе в аспектах изучения биологического разнообразия. Значительное число особо охраняемых природных территорий используется населением в рекреационных целях. В целом на территории Кировской области сформирована и функционирует сеть особо охраняемых природных территорий, выполняющих функции сохранения отдельных компонентов природных комплексов и систем.
Тем не менее необходимость принятия дополнительных системных мер, связанных с перспективным развитием имеющейся сети особо охраняемых природных территорий, имеет объективный характер.
Так, территориальная схема охраны особо охраняемых природных территорий нуждается в оптимизации организационных процессов, поскольку не обеспечивает эффективную охрану всех имеющихся охраняемых природных объектов и комплексов.
Текущая оценка состояния, системная инвентаризация и мониторинг природных комплексов фрагментарны, что исключает возможность объективной оценки степени деградации природных экосистем, а также принятия достаточных мер по их сохранению.
Меры по сохранению ненарушенных экосистем имеют экстенсивный характер, поскольку незначительная площадь большего числа особо охраняемых природных территорий не в состоянии повлиять на процессы антропогенной деградации природных комплексов и систем.
Существующий правовой статус и режимы особой охраны отдельных особо охраняемых природных территорий не соответствуют реальной потребности, занижая или завышая природоохранную значимость и ценность данных охраняемых природных объектов и комплексов.
Ведение туристской и рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях носит стихийный характер. Оценка уровня их посещаемости и степени воздействия, оказываемого в процессе рекреационной деятельности, не ведется. Рекреационная нагрузка и допустимая пропускная способность особо охраняемых природных территорий не рассчитана. Отмечается тенденция изоляции особо охраняемых природных территорий от процессов оптимизации экономических структур региона.
Потенциальные для использования в научно-исследовательских, эколого-просветительских и туристско-рекреационных целях возможности особо охраняемых природных территорий изучены фрагментарно и в настоящее время не могут быть реализованы в полном объеме.
Накопленные проблемы сформировали ситуацию, при которой сущест-вующая региональная сеть особо охраняемых природных территорий в долгосрочной перспективе не сможет оказать существенного влияния на процессы деградации экосистем Кировской области, выполнить компенсирующие функции, стать органичной частью экономики и культурного наследия области.