В условиях модернизации общего образования одним из приоритетов государственной политики Правительства Кировской области в сфере общего образования является создание в общеобразовательных организациях современных условий обучения, которые определяются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее - ФГОС), санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами.
В соответствии с ФГОС в общеобразовательных организациях требуется создать необходимые условия, в частности для организации внеурочной деятельности обучающихся. За 11 лет обучения необходимо обеспечить до 3800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы (до 10 часов в неделю), что практически невозможно сделать при двухсменном режиме работы общеобразовательных организаций. Поэтому для повышения доступности качественного образования должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, безопасность и комфортность условий их осуществления.
Кроме того, организация образовательного процесса в одну смену по-зволит создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, а также будет способствовать повышению качества предоставления услуг дополнительного образования детей.
Односменный режим школ расширит возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом и спортом.
С целью создания в общеобразовательных организациях условий, отвечающих требованиям ФГОС, в 2011 - 2015 годах на территории области построено 9 зданий и объектов общеобразовательных организаций, проведен капитальный ремонт и реконструкция 68 зданий и объектов общеобразовательных организаций, в 16 школах создана безбарьерная среда обучения для детей-инвалидов.
В Кировской области приняты меры по оптимизации сети общеобразовательных организаций, что позволило обеспечить создание современных ус-ловий в школах и сохранить достигнутый уровень качества образования. В настоящее время формируется новая сеть общеобразовательных организаций, включающая школьные округа и образовательные кластеры. Все виды ресурсов и контингенты учащихся, особенно на старшей ступени обучения, концентрируются в крупных, так называемых базовых школах.
По состоянию на начало 2015/2016 учебного года областная сеть общеобразовательных организаций в сравнении с 2011 годом сократилась на 10,6% и состоит из 579 организаций, включая 24 филиала.
В области реализованы мероприятия по повышению качества образования детей из отдаленных сельских населенных пунктов, а также детей-инвалидов.
Для подвоза детей в базовые школы в 2011 - 2015 годах закуплено 88 транспортных средств. Парк школьных автобусов области составляет 247 единиц, осуществляется подвоз свыше 5 тыс. учащихся.
Активно используются дистанционные технологии обучения. В 2015/2016 учебном году в Кировском областном государственном общеобразовательном бюджетном учреждении "Центр дистанционного образования детей" обучаются 215 детей-инвалидов из 40 муниципальных образований и 573 учащихся 36 школ из 20 районов области. Таким образом, всем детям-инвалидам, изъявившим желание обучаться дистанционно, при условии отсутствия медицинских противопоказаний такая возможность предоставлена. Удовлетворены запросы школ, не имеющих достаточного числа педагогических кадров и подавших заявки для организации дистанционного обучения.
Принятые меры позволили увеличить долю школьников, обучающихся в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу, однако не решили проблемы в целом.
В 2015/2016 учебном году для 19,6 тыс. учащихся из 81 общеобразовательной организации 17 муниципальных образований области обучение организовано в две смены. Наибольшее количество обучающихся во вторую смену в городе Кирове - 13831 человек, городе Вятские Поляны - 1428 человек, городе Омутнинске - 1101 человек, городе Слободском - 486 человек, Белохолуницком районе - 448 человек.
При этом имеются здания школ, не отвечающие требованиям качества школьной инфраструктуры, критериям комфорта и безопасности. По данным муниципальных образований, на начало 2015/2016 учебного года здания 104 школ имеют износ более 70%, здания 130 школ имеют износ от 50% до 70%. В настоящее время необходим вывод зданий общеобразовательных организаций, имеющих такой уровень износа, из эксплуатации и перевод обучающихся в новые здания.
По данным муниципальных образований, с учетом прогноза демографической ситуации в течение ближайших 10 лет ожидается рост численности детей школьного возраста более чем на 24 тыс. человек. Поэтому при существующей инфраструктуре проблема обеспечения доступности качественного обучения школьников будет обостряться, особенно в городской местности. Прогнозируемая потребность в новых местах до 2025 года составляет более 53 000.
Для решения проблемы необходимо создание дополнительных мест в школах в рамках настоящей Подпрограммы, а также в рамках соответст-вующих муниципальных программ.
Для ввода дополнительных мест и сохранения имеющихся требуется с учетом состояния муниципальных систем общего образования и демографических перспектив строить новые современные здания школ, а также ремонтировать, реконструировать имеющиеся здания и объекты общеобразовательных организаций.
Данная задача должна решаться и за счет оптимизации загруженности школ, а также за счет развития негосударственного сектора.
Старшеклассникам из сельских отдаленных населенных пунктов для получения профильного образования в государственных общеобразовательных организациях требуется создать современные условия для их проживания в пришкольных интернатах, во многих из которых на сегодняшний день не-обходимо проведение капитального ремонта.
Необходимость реализации Подпрограммы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования.
(раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 04.04.2016 № 92/177, от 06.10.2017 № 30-П)