1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Исходя из анализа состояния дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей и стратегических ориентиров развития образования до 2024 года определены основные направления государственной политики в соответствующей сфере.
Основным направлением государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей является обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного и экономического развития.
Необходимо принять меры по ликвидации очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации. Увеличение охвата дошкольным образованием рассматривается как приоритет государственной образовательной политики последнего десятилетиёя. К 2016 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" должна быть обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. К 2024 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" должна быть обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
Поэтому для ввода дополнительных мест и сохранения имеющихся требуется с учетом состояния муниципальных систем дошкольного образования и демографических перспектив осуществлять капитальный ремонт и реконструкцию зданий детских садов, а также строить новые современные здания, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Наряду с традиционными мерами нужно в дошкольных организациях активно внедрять инновационные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей, консультативные пункты, лекотеки, информационно-консультационные сервисы и др.
Необходимо создавать условия для развития негосударственного сектора (частные, семейные, корпоративные детские сады) на основе муниципального задания (заказа).
Особое внимание нужно уделить вопросу формирования инфраструктуры поддержки раннего развития детей. Требуется создать условия для раннего развития детей в возрасте до трех лет, оказывая психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Нельзя забывать о предоставлении дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья. Требуется открытие дополнительных компенсирующих групп для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.
Приоритетным остается решение вопроса повышения качества дошкольного образования. Для проведения независимой оценки результатов дошкольного образования требуется разработать областную модель оценки его качества.
Одним из основных приоритетов становится обновление содержания дошкольного образования путем введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Введение ФГОС ДО потребует на региональном, муниципальном и институциональном уровнях обеспечения нормативно-правового, организационного, кадрового, научно-методического, финансового, материально-технического и информационного сопровождения.
В системе общего образования в соответствии с Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" стратегическим приоритетом государственной политики выступает формирование механизма опережающего обновления содержания образования. Необходимо обеспечить комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, задающих принципиально новые требования к образовательным результатам.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования должен обеспечить для каждого школьника возможность выбора профиля, соответствующего склонностям и жизненным планам подростков, из не менее чем 5 профилей обучения.
Согласно Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" приоритетным направлением государственной образовательной политики Российской Федерации в сфере общего образования является обеспечение условий обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" необходимо внедрять на уровнях основного общего и среднего общего образования новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология".
Данная задача должна решаться за счет формирования эффективной сети общеобразовательных организаций, позволяющей обеспечить создание современных условий в школах и сохранить достигнутый уровень качества образования, а также развития материально-технической базы общеобразовательных организаций: строительства, реконструкции, капитального ремонта школ, приобретения школьных автобусов, оснащения современным оборудованием учебных кабинетов, библиотек, спортивных залов и площадок, школьных пищеблоков и медицинских кабинетов.
Старшеклассникам из сельских отдаленных пунктов для получения профильного образования в государственных общеобразовательных организациях требуется создать современные условия для их проживания в пришкольных интернатах, во многих из которых на сегодняшний день необходимо проведение капитального ремонта.
В школах должна быть создана высокотехнологичная среда для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот).
Одним из возможных эффективных способов решения актуальных задач развития общего образования является передача отдельных полномочий органов местного самоуправления в сфере образования на региональный уровень.
В условиях ограниченности материально-технических и кадровых ресурсов целесообразно формирование сети областных государственных общеобразовательных организаций, обладающих необходимыми ресурсами и готовых предоставить их для других школ.
Это позволит создать целостное и современное образовательное пространство, осуществить интеграцию структур и ресурсов управления на региональный уровень, использовать преимущества централизации в управлении общим образованием.
Областные государственные общеобразовательные организации (опорные школы) должны стать центрами по реализации образовательной политики в сфере общего образования. Опорная школа должна выступить в качестве ресурсного центра для общеобразовательных организаций муниципального района (городского округа), в котором она располагается.
Ключевой задачей сети опорных школ является внедрение новых технологий и механизмов обучения. Для сельских школьников будет организовано обучение с применением дистанционных образовательных технологий, в случае отсутствия возможности их использования будет реализован проект "Мобильный учитель".
Приоритетом в сфере общего образования является обеспечение учебной успешности детям с ограниченными возможностями здоровья. Им необходимо предоставить возможности выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования, а также обеспечить психолого-медико-социальное сопровождение и поддержку в профессиональной ориентации. Одним из путей решения является расширение сети интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в классах с детьми, не имеющими нарушений развития, и создание финансовых, кадровых, социальных условий для данного обучения. Это позволит получить детям с ограниченными возможностями здоровья необходимую коррекционную помощь и качественное образование в условиях общеобразовательной школы, а также уменьшить количество детей в специальных (коррекционных) организациях.
Важным направлением остается повышение самостоятельности школ и их информационной открытости. Необходимо принять меры по укреплению академической и организационно-финансовой самостоятельности школ, укреплению участия общественности в управлении образовательными организациями.
В системе дополнительного образования детей приоритетной задачей является повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения области.
С этой целью необходимо укрепление материально-технической базы организаций дополнительного образования детей, обновление спектра программ, обеспечение возможностей получения дополнительного образования в различных формах, включая очно-заочную, заочную и дистанционную.
В целях повышения интереса молодежи к выбору технических специальностей, что в настоящее время важно для экономики области, необходимо принять меры, направленные на развитие технического творчества детей и подростков.