Муниципальное образование "Город Киров" расположено на северо-востоке европейской части страны с континентальным климатом, который характеризуется продолжительной холодной зимой и коротким, но сравнительно теплым летом. Средняя температура января - от минус 14° C до минус 16° C, июля - плюс 17° C - плюс 19° C.
Общая площадь муниципального образования "Город Киров" составляет 757 кв. км. Число проживающих горожан по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 508,1 тыс. человек. Основой экономики города являются обрабатывающие производства; предприятия, производящие и распределяющие электроэнергию, газ и воду; транспортные, строительные организации и предприятия связи.
Особенности климатических условий определяют необходимость значительных затрат на энергопотребление в муниципальном образовании "Город Киров".
Наибольшую долю в годовом потреблении энергоресурсов организаций с муниципальным участием занимает тепловая (36%) и электрическая (30%) энергия.
Энергоснабжение объектов жилищного хозяйства и социальной сферы города осуществляется от теплоэлектростанций (ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5"), а также от локальных котельных, из которых 42 находятся в муниципальной собственности, но переданы в аренду ОАО "КТК". Основной объем выработки тепловой энергии осуществляется на привозном топливе (природный газ, каменный уголь, мазут).
Темпы роста тарифов (цен) на тепловую и электрическую энергию практически привязаны к темпам роста цен на основные виды топлива. В топливном балансе муниципального образования "Город Киров" преобладают природный газ (74%), энергетические угли (14%), торф (4%) и мазут (8%). В последнее время начали развиваться виды топлива, основанные на утилизации продуктов лесопереработки (древесные гранулы), но их доля в топливном балансе города очень незначительна.
При прогнозировании роста тарифов (цен) на тепловую и электрическую энергию исходим из предложения, что темпы совпадают с темпами роста цен на основные виды топлива и в период с 2014 года по 2021 год будут снижаться с 15 до 6 процентов.
(в ред. постановления администрации г. Кирова от 24.01.2019 N 115-п)
Для снижения расходов бюджета на энергоресурсы определяется необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, пользователями которых являются муниципальные организации (далее - муниципальные здания), и, как следствие, вырабатывается алгоритм эффективных действий по проведению администрацией города политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
По состоянию на 1 января 2013 года перечень муниципальных зданий, закрепленных за структурными подразделениями администрации города, включал 440 объектов с охватываемой отапливаемой площадью 689,9 тыс. кв. метров. Годовое энергопотребление муниципальных зданий в 2012 году составило около 217,8 тыс. кВт.ч (тепловой и электрической энергии).
N | Наименование отраслевого (функционального), территориального управления | Количество зданий | Потребление энергии (Гкал) | Электрическая энергия, тыс. кВт.ч |
1. | Департамент образования | 241 | 146725,5 | 16700,9 |
2. | Управление культуры | 60 | 9427,3 | 959,5 |
3. | ТУ по Ленинскому району | 7 | 1070,6 | 129,7 |
4. | ТУ по Октябрьскому району | 4 | 735,5 | 106,1 |
5. | ТУ по Первомайскому району | 2 | 312,4 | 63,9 |
6. | ТУ по Нововятскому району | 7 | 411,3 | 50,9 |
7. | Администрация города Кирова | 18 | 3544,8 | 768,9 |
8. | Управление благоустройства и транспорта | 55 | 247,4 | 146,8 |
9. | Контрольно-счетная палата г. Кирова | 1 | 26,0 | 11,9 |
10. | Управление по делам молодежи, физкультуре и спорту | 37 | 4463,7 | 370,4 |
11. | Управление жилищно-коммунального хозяйства | 4 | 63,93 | 54,4 |
12. | Департамент муниципальной собственности | 4,0 | 2084,6 | 1774,5 |
ИТОГО | 440,0 | 169113,1 | 21137,8 |
Для сравнения, в европейских странах энергопотребление зданий, построенных в период с 1970-х до 2000-х годов, составляет не более 150 кВт.ч/кв. м в год. Директивой энергетических показателей в строительстве (Energy Performance of Buildings Directive), принятой странами Евросоюза в декабре 2009 года, требуется, чтобы к 2020 году все новые здания были близки к энергетической нейтральности.
Аналогичные нормы, принятые Госстроем России в последние годы, устанавливают, что энергопотребление вновь построенных и реконструированных зданий должно снизиться на 35 - 45% в зависимости от типов зданий.
Как правило, основными недостатками деятельности муниципальных организаций являются: