Недействующий

Об утверждении муниципальной целевой программы "Повышение энергоэффективности муниципального образования "Город Киров" на 2010 - 2020 годы" (утратил силу в соответствии с постановлением администрации города Кирова от 03.09.2013 № 3294-П)

2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена  муниципальная целевая программа


Муниципальное образование "Город Киров" расположено на северо-востоке европейской части страны с континентальным климатом, который характеризуется продолжительной холодной зимой и коротким, но сравнительно теплым летом. Средняя температура января - от минус 14°С до минус 16°C, июля - плюс 17°С - плюс 19°С.

Общая площадь муниципального образования "Город Киров" составляет 750 км(2). Число проживающих горожан по состоянию на 1 января 2010 составляет 486 тыс. человек. Основой экономики города является обрабатывающие производства; предприятия, производящие и распределяющие электроэнергию, газ и воду; транспортные, строительные организации и предприятия связи.

Особенности климатический условий определяют необходимость значительных затрат на энергопотребление в муниципальном образовании "Город Киров".

Наибольшую долю в годовом потреблении энергоресурсов организаций с муниципальным участием занимает тепловая (36%) и электрическая (30%) энергия.

Энергоснабжение объектов жилищного хозяйства и социальной сферы города осуществляется от теплоэлектростанций (ОАО "Территориальная генерирующая компания № 5"), а также от локальных котельных, из которых 42 находятся в муниципальной собственности, но переданы в аренду ОАО "КТК". Основной объем выработки тепловой энергии осуществляется на привозном топливе (природный газ, каменный уголь, мазут).

Темпы роста тарифов (цен) на тепловую и электрическую энергию практически привязаны к темпам роста цен на основные виды топлива. В топливном балансе муниципального образования "Город Киров" преобладает природный газ (74%), энергетические угли (14%), торф (4%) и мазут (8%). В последнее время начали развиваться виды топлива, основанные на утилизации продуктов лесопереработки (древесные гранулы), но их доля в топливном балансе города очень незначительна.

График 1. Темпы роста цен на природный газ, энергетический уголь



Источник: Минэнерго России (газ, уголь)

При прогнозировании роста тарифов (цен) на тепловую и электрическую энергию исходим из предположения, что темпы совпадают с темпами роста цен на основные виды топлива и в период с 2011 - 2020 год будут снижаться с 15 до 6 процентов.

 

 Ед.измерения

2007

2008

2009

2010

2011

Натуральное выражение

 

 

 

 

 

 

Электрическая энергия

тыс.кВт.ч.

43 696

44 324

44 677

44 293

47 920

Тепловая энергия

Гкал

268

235

243

256

243

Водоснабжение, водоотведение

куб.м.

1 042

1 460

1 216

1 376

1 376

 

Финансирование

тыс.руб.

200 554

312 916

357 962

428 271

498 111

Электрическая энергия

тыс.руб.

97 006

128 538

133 265

163 443

205 117

Тепловая энергия

тыс.руб.

87 058

156 874

196 291

228 511

251 230

Водоснабжение, водоотведение

тыс.руб.

16 490

27 504

28 406

36 318

41 765

 

Цены и тарифы

 

 

 

 

 

 

Электрическая энергия

руб/кВт.ч.

2,22

2,90

2,98

3,69

4,28

Тепловая энергия

руб/Гкал

324,60

668,40

806,79

894,02

1 033,02

Водоснабжение, водоотведение

руб/куб.метр

15,82

18,84

23,36

26,40

30,36

Превышение темпов роста цен на энергоресурсы над темпами роста доходов муниципального бюджета приводит к увеличению доли таких расходов. В 2010 году затраты на энергоресурсы составляют около 10,2% от собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" и увеличились за последние два года на 2,7 процентных пункта. Рост расходов бюджета на энергоресурсы определяет необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, пользователями которых являются муниципальные организации (далее - муниципальные здания), и, как следствие, выработку алгоритма эффективных действий по проведению администрацией города политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

По состоянию на 1 сентября 2010 года перечень муниципальных зданий, закрепленных за учреждениями социальной сферы, включал 488 объектов с охватываемой отапливаемой площадью 836,6 тыс. кв. метров. Годовое энергопотребление муниципальных зданий, запланированное на 2011 год, составит около 311,4 тыс.кВт.ч. (тепловой и электрической энергии).

Наименование отраслевого (функционального), территориального управления

Кол-во объектов

Отапливаемая площадь

Потребление энергии

 

Единицы измерения

ед.

м(2)

кВт.ч./м(2)

1

Территориальное управление администрации города Кирова по Первомайскому району

3

2 734

214

2

Администрация города Кирова

3

18 367

224

3

Территориальное управление администрации города Кирова по Нововятскому району

5

2 201

239

4

Управление культуры

51

49 430

281

5

Управление благоустройства и транспорта (МУ "Экологический фонд г. Кирова")

17

74

299

6

Территориальное управление администрации города Кирова по Октябрьскому району

3

3 134

328

7

Управление здравоохранения

125

166 996

358

8

Департамент образования

250

576 880

387

9

Территориальное управление администрации города Кирова по Ленинскому району

6

3 216

398

10

Контрольно-счетная палата города Кирова

1

108

404

11

Управление по физической культуре и спорту

18

11 900

490

12

Муниципальное учреждение "Кировское городское управление гражданской защиты"

6

1 605

594

 

Всего

488

836 645

372

принятые Госстроем России в последние годы, устанавливают, что энергопотребление вновь построенных и реконструированных зданий должно снизиться на 35-45 % в зависимости от типов зданий.

Как правило, основными недостатками деятельности муниципальных организаций являются:

потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, неплотности перекрытий, стен, трубопроводов и арматуры;

недостаточный контроль соответствующих служб (как ответственных за эксплуатацию муниципальных здания, так и энергоснабжающей организации) за соблюдением необходимых параметров работы систем;

отсутствие автоматизированного отпуска тепловой энергии в тепловых узлах.

В результате в муниципальных зданиях наблюдаются потери тепла и неэффективная теплоотдача отопительных приборов. Главными недостатками являются потери тепловой энергии и увеличение расходов на теплоснабжение.

Весомой долей затрат на энергоресурсы являются расходы на освещение муниципальных зданий и уличного освещения, которая функционирует на основе устаревших систем и технологий, кроме того из муниципального бюджета ежегодно выделяется около 4,2 млн. рублей на утилизацию использованных ртутных ламп.