Муниципальное образование "Город Киров" расположено на северо-востоке европейской части страны с континентальным климатом, который характеризуется продолжительной холодной зимой и коротким, но сравнительно теплым летом. Средняя температура января - от минус 14°С до минус 16°C, июля - плюс 17°С - плюс 19°С.
Общая площадь муниципального образования "Город Киров" составляет 750 км(2). Число проживающих горожан по состоянию на 1 января 2010 составляет 486 тыс. человек. Основой экономики города является обрабатывающие производства; предприятия, производящие и распределяющие электроэнергию, газ и воду; транспортные, строительные организации и предприятия связи.
Особенности климатический условий определяют необходимость значительных затрат на энергопотребление в муниципальном образовании "Город Киров".
Наибольшую долю в годовом потреблении энергоресурсов организаций с муниципальным участием занимает тепловая (36%) и электрическая (30%) энергия.
Энергоснабжение объектов жилищного хозяйства и социальной сферы города осуществляется от теплоэлектростанций (ОАО "Территориальная генерирующая компания № 5"), а также от локальных котельных, из которых 42 находятся в муниципальной собственности, но переданы в аренду ОАО "КТК". Основной объем выработки тепловой энергии осуществляется на привозном топливе (природный газ, каменный уголь, мазут).
Темпы роста тарифов (цен) на тепловую и электрическую энергию практически привязаны к темпам роста цен на основные виды топлива. В топливном балансе муниципального образования "Город Киров" преобладает природный газ (74%), энергетические угли (14%), торф (4%) и мазут (8%). В последнее время начали развиваться виды топлива, основанные на утилизации продуктов лесопереработки (древесные гранулы), но их доля в топливном балансе города очень незначительна.
График 1. Темпы роста цен на природный газ, энергетический уголь
Источник: Минэнерго России (газ, уголь)
При прогнозировании роста тарифов (цен) на тепловую и электрическую энергию исходим из предположения, что темпы совпадают с темпами роста цен на основные виды топлива и в период с 2011 - 2020 год будут снижаться с 15 до 6 процентов.
| Ед.измерения | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Натуральное выражение |
|
|
|
|
|
|
Электрическая энергия | тыс.кВт.ч. | 43 696 | 44 324 | 44 677 | 44 293 | 47 920 |
Тепловая энергия | Гкал | 268 | 235 | 243 | 256 | 243 |
Водоснабжение, водоотведение | куб.м. | 1 042 | 1 460 | 1 216 | 1 376 | 1 376 |
| ||||||
Финансирование | тыс.руб. | 200 554 | 312 916 | 357 962 | 428 271 | 498 111 |
Электрическая энергия | тыс.руб. | 97 006 | 128 538 | 133 265 | 163 443 | 205 117 |
Тепловая энергия | тыс.руб. | 87 058 | 156 874 | 196 291 | 228 511 | 251 230 |
Водоснабжение, водоотведение | тыс.руб. | 16 490 | 27 504 | 28 406 | 36 318 | 41 765 |
| ||||||
Цены и тарифы |
|
|
|
|
|
|
Электрическая энергия | руб/кВт.ч. | 2,22 | 2,90 | 2,98 | 3,69 | 4,28 |
Тепловая энергия | руб/Гкал | 324,60 | 668,40 | 806,79 | 894,02 | 1 033,02 |
Водоснабжение, водоотведение | руб/куб.метр | 15,82 | 18,84 | 23,36 | 26,40 | 30,36 |
Превышение темпов роста цен на энергоресурсы над темпами роста доходов муниципального бюджета приводит к увеличению доли таких расходов. В 2010 году затраты на энергоресурсы составляют около 10,2% от собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" и увеличились за последние два года на 2,7 процентных пункта. Рост расходов бюджета на энергоресурсы определяет необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, пользователями которых являются муниципальные организации (далее - муниципальные здания), и, как следствие, выработку алгоритма эффективных действий по проведению администрацией города политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
По состоянию на 1 сентября 2010 года перечень муниципальных зданий, закрепленных за учреждениями социальной сферы, включал 488 объектов с охватываемой отапливаемой площадью 836,6 тыс. кв. метров. Годовое энергопотребление муниципальных зданий, запланированное на 2011 год, составит около 311,4 тыс.кВт.ч. (тепловой и электрической энергии).
№ | Наименование отраслевого (функционального), территориального управления | Кол-во объектов | Отапливаемая площадь | Потребление энергии |
| Единицы измерения | ед. | м(2) | кВт.ч./м(2) |
1 | Территориальное управление администрации города Кирова по Первомайскому району | 3 | 2 734 | 214 |
2 | Администрация города Кирова | 3 | 18 367 | 224 |
3 | Территориальное управление администрации города Кирова по Нововятскому району | 5 | 2 201 | 239 |
4 | Управление культуры | 51 | 49 430 | 281 |
5 | Управление благоустройства и транспорта (МУ "Экологический фонд г. Кирова") | 17 | 74 | 299 |
6 | Территориальное управление администрации города Кирова по Октябрьскому району | 3 | 3 134 | 328 |
7 | Управление здравоохранения | 125 | 166 996 | 358 |
8 | Департамент образования | 250 | 576 880 | 387 |
9 | Территориальное управление администрации города Кирова по Ленинскому району | 6 | 3 216 | 398 |
10 | Контрольно-счетная палата города Кирова | 1 | 108 | 404 |
11 | Управление по физической культуре и спорту | 18 | 11 900 | 490 |
12 | Муниципальное учреждение "Кировское городское управление гражданской защиты" | 6 | 1 605 | 594 |
| Всего | 488 | 836 645 | 372 |
принятые Госстроем России в последние годы, устанавливают, что энергопотребление вновь построенных и реконструированных зданий должно снизиться на 35-45 % в зависимости от типов зданий.
Как правило, основными недостатками деятельности муниципальных организаций являются:
потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, неплотности перекрытий, стен, трубопроводов и арматуры;
недостаточный контроль соответствующих служб (как ответственных за эксплуатацию муниципальных здания, так и энергоснабжающей организации) за соблюдением необходимых параметров работы систем;
отсутствие автоматизированного отпуска тепловой энергии в тепловых узлах.
В результате в муниципальных зданиях наблюдаются потери тепла и неэффективная теплоотдача отопительных приборов. Главными недостатками являются потери тепловой энергии и увеличение расходов на теплоснабжение.
Весомой долей затрат на энергоресурсы являются расходы на освещение муниципальных зданий и уличного освещения, которая функционирует на основе устаревших систем и технологий, кроме того из муниципального бюджета ежегодно выделяется около 4,2 млн. рублей на утилизацию использованных ртутных ламп.