Недействующий

Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2013 - 2021 годы (с изменениями на 31 октября 2019 года)

1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе
формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


     Государственная программа разработана в целях реализации распоряжения Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области".

     Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития.

     Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе. Ослаблены позиции гражданской авиации, что не позволяет в полной мере использовать ее конкурентные преимущества для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала страны.

     Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства региона и влияет на полноту освоения ресурсов региона.

     Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности.

За период 2003 - 2012 годы при значительном росте уровня автомобилизации построено (реконструировано) 102,529 км дорог, что увеличило общую протяженность автомобильных дорог общего пользования области менее чем на 4%. Сведения об объемах ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения в период 2003 - 2012 годов указаны в приложении № 8 к Государственной программе.

     
     Основной причиной неразвитости дорожной инфраструктуры Кировской области является недостаточность средств дорожного фонда Кировской области на реализацию полномочий Правительства области по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Как следствие, не обеспечивается нормативное содержание существующей сети автомобильных дорог, не соблюдаются предельные межремонтные сроки ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог.

     В настоящее время отсутствует устойчивая автодорожная связь с Вологодской и Архангельской областями, не соединены с областным центром автомобильными дорогами с твердым покрытием два районных центра области - Подосиновский и Лузский.

     Состояние сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения характеризуется высоким уровнем несоответствия нормативным требованиям - 84,9%.

     Неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог является серьезным ограничением на пути перехода к инновационной модели социально-экономического развития региона.

     Экономический рост сдерживается отсутствием в сфере пассажирского транспорта возможностей обеспечения необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов. Так, система магистральных пассажирских перевозок воздушным транспортом не обеспечивает для большинства жителей Кировской области доступных возможностей перемещения внутри региона и за его пределами. Из-за стагнации местных и внутрирегиональных авиаперевозок, отсутствия эффективного взаимодействия региональных и магистральных авиакомпаний, неразвитости технологий, основанных на использовании узловых аэропортов (аэродромов подскока), фактически отсутствует сеть авиамаршрутов, что снижает эффективность, качество, а самое главное, доступность обслуживания граждан на транспорте.

     Износ основных производственных фондов транспорта по отдельным группам достиг критических показателей. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли Кировской области.

     Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими дальнейшее развитие транспортной системы Кировской области, являются:

      несоответствие уровня развития транспортного комплекса текущим и стратегическим потребностям экономики и населения области. Темпы развития инфраструктурной сети не отвечают долгосрочным тенденциям роста спроса на грузовые и пассажирские перевозки;

     тии в развитии транспортной инфраструктуры и уровне транспортной доступности различных территорий. Так, удаленные территории Кировской области в отличие от центральных муниципальных образований, обладающих высокой плотностью транспортных путей, отличаются слабым развитием транспортной инфраструктуры, препятствующим дальнейшему хозяйственному освоению этих районов;

     несоответствие технического состояния транспортной инфраструктуры современным требованиям, высокая степень износа активной и пассивной части основных фондов, что не позволяет обеспечить необходимую пропускную способность, ограничивает скорость и не обеспечивает в должной мере безопасность движения;

     недостаточный уровень развития комбинированных перевозок в силу неразвитости механизмов координации и комплексного развития видов транспорта, что ведет к снижению эффективности работы всей транспортной системы;

     недостаточный уровень надежности перевозок, высокие транспортные издержки, невысокое качество транспортного обслуживания как производственной сферы, так и населения;

     низкий уровень инновационной составляющей в развитии транспортной системы Кировской области;

     недостаточный уровень внедрения информационных технологий в перевозочный процесс.

     В транспортной системе Кировской области огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. Его основная работа - осуществление городских, пригородных, междугородных и межрегиональных перевозок населения. На долю автомобильного транспорта ежегодно приходится более 50% объема перевозок пассажиров.

     В настоящее время на территории Кировской области пассажирские перевозки автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения осуществляют 64 предприятия различных форм собственности, в том числе 18 предприятий муниципальной собственности, 6 открытых акционерных обществ, 20 обществ с ограниченной ответственностью и 20 индивидуальных предпринимателей.

     Перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется по 130 маршрутам, входящим в маршрутную сеть Кировской области, в том числе по 57 пригородным и 73 межмуниципальным маршрутам.

     Ежедневно на всех маршрутах Кировской области задействовано около 1500 автобусов различных марок, в том числе в городе Кирове 417 автобусов и 122 троллейбуса.

     Обслуживание населения автомобильным транспортом организовано в 40 муниципальных районах области и 5 городских округах.

     На большинстве автобусов установлена спутниковая система ГЛОНАСС, позволяющая контролировать соблюдение графиков движения автобусов, маршрута, устанавливать местоположение транспортного средства.

     Однако срок эксплуатации автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах, составляет от 5 лет и более.

     Обновление автобусного парка осуществляется за счет собственных средств предприятий, в том числе на условиях лизинга.

     Полномочия органов исполнительной власти Кировской области в части организации транспортного обслуживания населения поддерживаются Правительством Кировской области при помощи механизма социальных маршрутов и возмещения недополученных доходов перевозчикам в связи с предоставлением льготного проезда для отдельных категорий граждан.

     Учитывая, что тарифы на проезд автомобильным транспортом общего пользования устанавливаются ниже фактической стоимости, пассажирские перевозки являются убыточными. Возмещение недополученных доходов на маршрутах перевозчикам осуществляется с привлечением субсидий областного бюджета Кировской области и бюджетов муниципальных образований Кировской области.

     Перевозка пассажиров общественным транспортом включает в себя перевозку пассажиров автобусами и троллейбусами, в том числе перевозку льготных категорий граждан, значительную долю которых составляют инвалиды, пенсионеры, студенты. Перевозка льготных категорий пассажиров составляет 30% от общего объема перевезенных пассажиров.

     На долю железнодорожного транспорта приходится около 25% пассажирооборота в пригородном сообщении на территории Кировской области. Эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования в регионе составляет 1098 километров.

     Пригородные пассажирские перевозки занимают особое место в работе железнодорожного транспорта Кировской области. Они имеют высокое социально-экономическое значение в жизни общества, удовлетворяя потребность граждан в перемещениях к местам работы, службы, учебы и отдыха.

     Спрос на перевозки формируется благодаря доступности данного вида транспорта, его ориентированности на малоимущие слои населения, значительную долю которых составляют пенсионеры, студенты, другие категории граждан, имеющие льготы федерального и регионального уровней. Учитывая социальную направленность пригородных перевозок, определение субъектами Российской Федерации стоимости проезда в электропоездах осуществляется гораздо ниже фактической себестоимости, что приводит к убыточности пригородных пассажирских перевозок.

     В настоящее время на территории Кировской области услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении оказываются тремя пригородными пассажирскими компаниями (далее - ППК): открытым акционерным обществом "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания", открытым акционерным обществом "Содружество", открытым акционерным обществом "Северная пригородная пассажирская компания".

     Правительство Кировской области обеспечивает на территории области компенсацию перевозчикам потерь в доходах от регулирования тарифов и предоставляет льготы по тарифам на проезд отдельным категориям граждан. В 2011 году из областного бюджета в полном объеме компенсированы потери в доходах пригородным пассажирским компаниям на сумму 116,6 млн. рублей, в том числе в связи с предоставлением льготы по тарифам на проезд 24,6 млн. рублей.

     В 2011 году открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") была проведена модернизация тягового подвижного состава (пассажирских электровозов), реконструкция станции Стрижи, модернизация железнодорожного пути на участке Макуха - Луза, оборудование участка Лянгасово - Сусоловка устройствами диспетчерской централизации.

     Благодаря ОАО "РЖД" в Кировской области были построены новые железнодорожные вокзалы в городах Зуевка, Юрья, Вятские Поляны. Ежегодно ОАО "РЖД" осуществляет существенные вложения в развитие железнодорожного транспорта в Кировской области.

     Однако достигнутые результаты являются недостаточными.

     Парки локомотивов и пассажирских вагонов крайне изношены, уровень эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта остается чрезмерно высоким, медленно осваиваются прогрессивные технологии перевозок.

     Очевидно, что нахождение оптимального баланса между социальной и экономической результативностью в деятельности железнодорожного транспорта является сложнейшей управленческой задачей. Для её решения необходимы согласованные действия Правительства Российской Федерации, федеральных, региональных и местных органов власти, а также менеджмента хозяйствующих субъектов.

     Воздушный транспорт играет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции географической связности регионов.

     Устойчивое развитие гражданской авиации является гарантией свободного перемещения авиапассажиров и грузов, обеспечения целостности и национальной безопасности государства, модернизации экономики, улучшения условий и уровня жизни населения.

В настоящее время состояние авиатранспортной инфраструктуры и гражданской авиации в Кировской области не отвечает потребностям социально-экономического развития региона. Состояние местных и региональных авиационных перевозок характеризуется как критическое.

Состояние парка воздушных судов гражданской авиации нельзя считать оптимальным.

В течение 1991 - 2011 годов доля региональных воздушных линий в структуре внутренних перевозок сократилась с 75% до 25%, доля местных линий - с 27% до 3%. Наибольший удар в результате произошедших изменений получили региональные аэропорты, ориентированные на обслуживание межрегиональных и местных воздушных линий.

В настоящее время пассажиропоток аэропорта "Победилово" находится на низком уровне, вследствие чего открытое акционерное общество "Кировское авиапредприятие" является убыточным. По итогам 2010 года аэропорт обслужил 21,3 тыс. пассажиров и в рейтинге российских аэропортов занял 111 место, в рейтинге аэропортов Приволжского федерального округа - 15 место. В структуре пассажирообмена в рамках Приволжского федерального округа доля аэропорта "Победилово" составила в 2010 году 0,3%.

Ключевыми маршрутами аэропорта "Победилово" являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Анапа, Нарьян-Мар. Маршрутные сети аэропортов-конкурентов имеют большое сходство и отражают структуру пассажиропотоков из городов северной части Приволжского федерального округа и прилегающих регионов. Основу сетей составляют рейсы:

в Москву и Санкт-Петербург;

в курортные города Египта, Турции и Израиля;

в города Средней Азии (основа пассажиропотока: перевозка трудовых мигрантов);

в курортные города юга европейской части Российской Федерации;

в города Приволжского и Уральского федеральных округов (внутри - и межрегиональные перевозки).

Отсутствие рейсов по большей части таких маршрутов из аэропорта "Победилово" вынуждает население Кировской области пользоваться услугами аэропортов-конкурентов.

Структура регионального спроса на пассажирские перевозки позволяет сделать вывод о наличии у аэропорта "Победилово" большого нереализованного потенциала как регионального транспортного узла.

Анализ показателей авиационной подвижности населения регионов показывает, что Кировская область обладает большим потенциалом роста пассажирских перевозок. При достижении показателя авиационной подвижности на уровне 0,2 (вдвое ниже среднеотраслевого уровня 2010 года) потенциальный объем перевозок из города Кирова составляет около 300 тыс. пассажиров в год. Стоит отметить, что для выхода на безубыточный уровень требуется 150 тыс. пассажиров в год.

     Значительная часть проблем, стоящих перед гражданской авиацией, будет решаться в рамках Государственной программы.

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Кировской области. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.

Ежегодно в Кировской области в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) погибают и получают ранения свыше 3 тыс. человек. На дорогах за последние 6 лет погибло 57 детей в возрасте до 16 лет, были травмированы 1624 ребенка.

Текущая ситуация с аварийностью в Кировской области характеризуется следующими параметрами:

около 70% ДТП в области происходит на территории городов и населенных пунктов, в них погибают более 40% и получают ранения более 65% от общего числа пострадавших;

основными видами ДТП продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: наезд на пешехода (35,4% ото всех ДТП и 36% погибших);

свыше половины погибших в ДТП в 2010 году (64%) составили лица в возрасте 26 - 60 лет, из которых 49% - наиболее трудоспособного возраста (26 - 40 лет);

в 2011 году зарегистрировано 227 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых погибли 11 детей (+37,5% к уровню 2010 года) и получили ранения 236 детей;

в общей структуре аварийности наибольшее количество ДТП происходит по причине нарушения Правил дорожного движения (далее - ПДД) водителями транспортных средств. Удельный вес таких происшествий ежегодно возрастает (от 82,6% от общего количества ДТП в 2004 году до 86,1% в 2011 году);

основной причиной почти каждого шестого ДТП, гибели каждого пятого участника дорожного движения являются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети.

Вместе с тем движение на дорогах Кировской области остается небезопасным по сравнению со среднероссийским уровнем. Так, в 2011 году в регионе число пострадавших в ДТП людей на 100 тыс. человек населения составило 235,7 (в среднем по России - 195,8), число ДТП на 10 тыс. единиц транспортных средств составило 56,3 (в среднем по России - 46,1).

     В рамках осуществления реализации государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кировской области осуществляется выдача разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кировской области, ведется реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кировской области.

     В 2011 году выдано 500 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кировской области. В 2012 году предполагается увеличить количество выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кировской области до 2 500.

     В 2011 году в бюджет области поступило от внесения платы за выдачу разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси 956 тыс. рублей. В 2012 году общая сумма поступившей платы за выданные разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси достигнет 2 500 тыс. рублей.

     Выдача разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кировской области осуществляется в сроки, установленные законодательством и составляющие 30 дней со дня подачи заявления.

     В рамках осуществления реализации государственной услуги по представлению сведений из реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется представление сведений из реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

     Срок представления сведений из реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в соответствии с законодательством составляет 5 дней со дня получения заявления о представлении таких сведений.

     В рамках осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси осуществляется региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

     Государственная программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в дорожно-транспортном комплексе Кировской области.

     Развитие транспортной системы Кировской области становится в настоящее время необходимым условием экономического роста региона и улучшения качества жизни населения.

     (раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 07.05.2015 № 37/232)