Приложение № 8 к Государственной программе
ПОДПРОГРАММА
"Доступная среда"
ПАСПОРТ
подпрограммы "Доступная среда" (далее - Подпрограмма)
(с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области от 21.05.2014 № 263/347,
от 14.08.2014 № 275/562, от 30.12.2014 № 19/281,
от 29.06.2015 № 46/352, от 21.09.2015 № 61/606,
от 08.12.2015 № 73/809, от 30.12.2015 № 77/919,
от 19.07.2016 № 112/444, от 24.10.2016 № 22/124,
от 08.02.2017 № 44/81, от 08.11.2017 № 55-П,
от 25.12.2017 № 147-П, от 12.03.2018 № 116-П,
от 02.11.2018 № 516-П, от 08.02.2019 № 55-П,
от 29.07.2019 № 417-П, от 25.12.2019 № 717-П)
Ответственный исполнитель Подпрограммы | министерство социального развития Кировской области |
Соисполнители Подпрограммы | министерство образования Кировской области, министерство здравоохранения Кировской области, министерство культуры Кировской области, министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, министерство внутренней политики Кировской области, министерство спорта и молодежной политики Кировской области, управление государственной службы занятости населения Кировской области, министерство транспорта Кировской области, министерство информационных технологий и связи Кировской области |
Программно - целевые инструменты Подпрограммы | отсутствуют |
Цель Подпрограммы | повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Кировской области |
Задачи Подпрограммы | оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Кировской области; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Кировской области; повышение доступности и качества реабилитационных услуг в Кировской области; повышение уровня профессиональной компетентности и грамотности специалистов в вопросах реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Кировской области; формирование условий для просвещения граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Кировской области; обеспечение равного доступа инвалидов к профессиональному образованию и трудоустройству |
Целевые показатели (индикаторы) Подпрограммы | доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Кировской области; доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Кировской области; доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Кировской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг; доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, от общей численности нуждающихся в повышении квалификации; доля организаций среднего профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве организаций среднего профессионального образования; доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые); доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети); доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Кировской области; количество рабочих мест для инвалидов, созданных (сохраненных) общественными организациями инвалидов; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Кировской области; доля трудоустроенных инвалидов от числа граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан данной категории; доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразо-вательных организаций в Кировской области; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в общем количестве приоритетных объектов в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в Кировской области; доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Кировской области; доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста в Кировской области; доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов службы занятости в Кировской области; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере здравоохранения в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Кировской области; доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Кировской области; доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста в Кировской области; доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Кировской области; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере культуры в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Кировской области; доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Кировской области; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере физической культуры и спорта в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Кировской области; доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году); доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости; доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Кировской области (автобусного, троллейбусного) |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы | 2014 - 2021 годы: I этап - 2014 - 2015 годы; II этап - 2016 - 2021 годы |
Объем финансового обеспечения Подпро-граммы | общий объем финансирования Подпрограммы составляет 433261,64 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 265809,56 тыс. рублей, в 2015 году - 32983,96 тыс. рублей, в 2016 году - 48467,58 тыс. рублей, в 2017 году - 34489,17 тыс. рублей, в 2018 году - 35695,75 тыс. рублей, в 2019 году - 7112,32 тыс. рублей, в 2020 году - 8126,50 тыс. рублей, в 2021 году - 576,80 тыс. рублей, в том числе: объем средств федерального бюджета - 217587,54 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 97117,10 тыс. рублей, в 2015 году - 22029,82 тыс. рублей, в 2016 году - 30700,70 тыс. рублей, из них: 17969,10 тыс. рублей - на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 12731,60 тыс. рублей - на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства образования Российской Федерации, в 2017 году - 29850,02 тыс. рублей, из них: 23497,52 тыс. рублей - на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 6352,50 тыс. рублей - на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства образования Российской Федерации, в 2018 году - 26483,70 тыс. рублей, из них: 21711,9 тыс. рублей - на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 4771,80 тыс. рублей - на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, в 2019 году - 4417,60 тыс. рублей, из них: 4417,60 тыс. рублей - на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2020 году - 6988,60 тыс. рублей, из них: 6988,60 тыс. рублей - на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, объем средств областного бюджета - 92449,31 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 62038,30 тыс. рублей, в 2015 году - 10125,24 тыс. рублей, в 2016 году - 14989,57 тыс. рублей, в 2017 году - 1571,20 тыс. рублей, в 2018 году - 1393,90 тыс. рублей, в 2019 году - 809,60 тыс. рублей, в 2020 году - 944,70 тыс. рублей, в 2021 году - 576,80 тыс. рублей, объем средств местных бюджетов (по соглашениям) - 51902,51 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 50093,66 тыс. рублей, в 2015 году - 828,90 тыс. рублей, в 2016 году - 379,50 тыс. рублей, в 2017 году - 132,60 тыс. рублей, в 2018 году - 213,45 тыс. рублей, в 2019 году - 61,20 тыс. рублей, в 2020 году - 193,20 тыс. рублей, объем средств иных внебюджетных источников (по согласованию) - 71322,28 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 56560,50 тыс. рублей, в 2015 году - 0,00 тыс. рублей, в 2016 году - 2397,81 тыс. рублей, в 2017 году - 2935,35 тыс. рублей, в 2018 году - 7604,70 тыс. рублей в 2019 году - 1823,92 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы | доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Кировской области составит 56,2%; доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов увеличится до 70,9%; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Кировской области к концу 2017 года увеличится до 23%; доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Кировской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг увеличится до 52%; доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, от общей численности нуждающихся в повышении квалификации увеличится до 13%; доля организаций среднего профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве организаций среднего профессионального образования увеличится до 30%; доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые), увеличится до 84%; доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети), увеличится до 92,4%; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Кировской области увеличится до 77,5%; количество рабочих мест для инвалидов, созданных (сохраненных) общественными организациями инвалидов, составит 100 единиц; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Кировской области составит 51,2%; доля трудоустроенных инвалидов от числа граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан данной категории составит 37,3%; доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Кировской области увеличится до 22,9%; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в общем количестве приоритетных объектов в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в Кировской области увеличится до 100%; доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Кировской области увеличится до 100%; доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста в Кировской области увеличится до 50%; доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов органов службы занятости в Кировской области увеличится до 100%; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере здравоохранения в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Кировской области увеличится до 81,1%; доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Кировской области увеличится до 18,5%; доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста в Кировской области увеличится до 100%; доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Кировской области увеличится до 2,6%; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере культуры в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Кировской области увеличится до 100%; доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Кировской области увеличится до 100%; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере физической культуры и спорта в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Кировской области увеличится до 73,5%; доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году), увеличится до 111%; доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости, составит 7%; доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов увеличится до 100%; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Кировской области (автобусного - до 13,6%, троллейбусного - до 26%). В качественном выражении: сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Кировской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Кировской области; повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов". |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В Кировской области, как и в целом по Российской Федерации, количество инвалидов, в частности в трудоспособном и пенсионном возрасте, ежегодно увеличивается.
Так, если на 01.01.2011 численность инвалидов составляла более 154 тыс. человек, в том числе инвалидов с III группой инвалидности - 57042 человека, со II группой инвалидности - 76140 человек, с I группой инвалидности - 17541 человек, детей-инвалидов - 4163 человека, то на 01.01.2013 года численность инвалидов, проживающих на территории области, уже составляла более 164 тыс. человек, или 12,5 % от общего количества населения области (при общероссийском показателе 10,5 %), в том числе инвалидов с III группой инвалидности - 68967 человек, со II группой инвалидности - 76535 человек, с I группой инвалидности - 15170 человек, детей-инвалидов - 4292 человека. За последние 3 года количество инвалидов области увеличилось на 6,5 %.
В структуре инвалидов в большей степени преобладают инвалиды II и III групп, которые при использовании современных методов реабилитации имеют наиболее высокий потенциал для устранения или компенсации ограничений жизнедеятельности. По данным статистики, Кировская область относится к регионам с самыми высокими показателями уровня первичной инвалидности: на 10 тыс. взрослого населения он составил 98,3 (по Российской Федерации - 69), среди граждан трудоспособного возраста - 57,9 (по Российской Федерации - 47).
В ходе реализации краткосрочной областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов и других категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию", которая реализовывалась в 2007 - 2009 годах, удалось увеличить охват инвалидов реабилитационными мероприятиями, в том числе детей-инвалидов, на основе современных технологий и оборудования на 13 %, увеличить количество инвалидов, участвовавших в различных спортивных мероприятиях, фестивалях художественного творчества, на 50 %. В то же время были выявлены проблемы, решение которых требует взаимодействия и координации в работе всех ведомств и служб.
Это, прежде всего, отсутствие развитой инфраструктуры для жизни инвалидов и других МГН, что затрудняет доступ к востребованным объектам социальной инфраструктуры, пользование средствами транспорта, связи и информации. По результатам анализа на 01.01.2013, доля наиболее востребованных объектов, требующих дооборудования с учетом особых потребностей инвалидов, в общем объеме объектов составляет: в сфере здравоохранения - 65 %, образования - 64 %, социальной защиты - 35 %, культуры - 60 %, жилищно-коммунальной сфере - 80 %.
Под социальной инфраструктурой в целях настоящей Подпрограммы понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения инвалидов, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги инвалидам, в том числе детям-инвалидам, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, реабилитации, отдыха и оздоровления, трудового устройства, удовлетворения общественных потребностей инвалидов.
В целях координации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований области и общественными организациями при решении вопросов социальной поддержки, реабилитации и интеграции инвалидов в области создан постоянно действующий совещательный орган - Совет по делам инвалидов при Губернаторе Кировской области, утверждённый Указом Губернатора Кировской области от 07.07.2011 № 82 "О создании совета по делам инвалидов при Губернаторе Кировской области" (далее - совет). В состав совета входят представители общественных объединений инвалидов, органов исполнительной власти области, а также представители федеральных органов исполнительной власти. Заседания совета проводятся регулярно, на них рассматриваются вопросы, связанные с решением проблем инвалидности и инвалидов, в том числе вопросы создания доступной среды для инвалидов и других МГН на территории Кировской области.
Эффективность реабилитации инвалидов является важным фактором, позволяющим инвалидам активно участвовать в жизни общества и расширяющим доступность для них объектов и услуг. Действующая сеть учреждений, оказывающих услуги по комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, позволяет оказывать реабилитационные услуги не в полном объеме в виду слабой материально-технической базы. Оснащенность учреждений, оказывающих услуги по комплексной реабилитации инвалидов, реабилитационным оборудованием составляет только 46 %. В связи с этим снижается доступность и качество предоставляемых социально-реабилитационных услуг инвалидам.
Кроме этого, требуют решения вопросы по созданию доступной среды для детей-инвалидов в сфере образования. В Кировской области функционирует 34 общеобразовательные организации, в которых обучается 4070 человек, в том числе 660 детей-инвалидов. В 211 специальных (коррекционных) классах IV-VIII видов при общеобразовательных школах обучается 2089 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 58 детей-инвалидов. В обычных классах общеобразовательных школ обучается 998 детей-инвалидов совместно с детьми, не имеющими нарушений здоровья. В образовательных учреждениях всех типов и видов обучается в общей сложности 1716 инвалидов, что больше на 60 человек по сравнению с предыдущим учебным годом.
В 2013/2014 учебном году в профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству образования Кировской области, по адаптированным программам профессиональной подготовки обучается 939 человек с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в коррекционные группы профессиональных образовательных организаций для дальнейшего обучения по адаптированным образовательным программам поступают свыше 80% выпускников специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. По программам среднего профессионального образования в областных колледжах и техникумах обучается 73 ребенка-инвалида и инвалидов различных групп.
Мероприятия, реализованные в рамках областной целевой программы "Дети Кировской области" на 2010 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/450 "Об областной целевой программе "Дети Кировской области" на 2010 - 2011 годы", позволили улучшить условия реабилитации, медицинского обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, приобрести технические и реабилитационные средства обучения для 15 специальных (коррекционных) образовательных учреждений и санаторной школы-интерната. Проведенная работа дала возможность совершенствовать психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, коррекцию недостатков их развития, ввести информационно-коммуникативные технологии в учебно-воспитательный процесс 17 учреждений для более 2300 детей с ограниченными возможностями здоровья. Увеличилось количество детей-инвалидов, участвующих в спортивных, культурно-массовых мероприятиях, что позволило осуществить социализацию и интеграцию детей в общество, привлечь их к участию во всероссийских мероприятиях.
Вместе с тем в условиях модернизации системы образования Кировской области и в соответствии с приоритетными направлениями развития образования региона необходимо более действенно решать вопросы обеспечения государственных гарантий общедоступности и бесплатности образования в соответствии с возможностями и психофизическими особенностями детей, повышения качества образования, создания оптимальных условий для обучения, воспитания и коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретения профессии и интеграции детей-инвалидов в общество.
Материально-техническая база образовательных организаций не соответствует современным требованиям. Дефицит финансовых ресурсов не позволяет в полном объеме создать необходимые условия для получения образования любого уровня, оптимальные условия для жизни, оздоровления, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их профессионального развития. В этих условиях актуальным вопросом становится создание в области базовой профессиональной образовательной организации, концентрирующей специальные информационные, технические, учебно-методические ресурсы и обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.
В настоящее время в области остро стоит вопрос создания условий для обеспечения доступности услуг транспортного комплекса для инвалидов и других МГН. Доступность транспорта является важной составляющей комфортной жизнедеятельности граждан, обеспечивает свободу передвижения и мобильность населения. Для повышения уровня доступности транспортного комплекса в области требуется обновление парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН.
Также остается нерешенной проблема профессиональной реабилитации инвалидов. В сложившихся социально-экономических условиях инвалиды остаются невостребованными на рынке труда. Происходит снижение численности инвалидов, трудоустраиваемых на квотируемые рабочие места и направляемых на профессиональное обучение. На предприятиях области практически отсутствуют специальные рабочие места с использованием вспомогательных технических средств или специальных условий труда.
В то же время каждый четвертый инвалид, обратившийся в управление государственной службы занятости населения Кировской области, имеет II или I группу инвалидности, а для данной категории граждан возможна работа только в специально созданных условиях. Кроме того, сохраняется низкая мотивация к трудовой деятельности самих инвалидов (в большинстве своем предлагаемые работы - непрестижные, соответственно, с низкой заработной платой).
Необходимо решение вопросов доступности спорта для инвалидов. Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, реабилитации и социальной адаптации в повседневной жизни инвалидов. К сожалению, не удается привлечь большое количество инвалидов к систематическим занятиям спортом из-за низкого уровня развития адаптивного спорта и адаптивной физической культуры. Инвалиды, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, составляют 3,3 % от общей численности лиц данной категории.
Требует решения и проблема вовлечения инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества. Необходимо развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия инвалидам, в том числе детям-инвалидам.
Одной из проблем в сфере здравоохранения является недостаточный уровень доступности объектов здравоохранения для инвалидов и других МГН. В частности, некоторые учреждения здравоохранения требуют оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН.
В рамках исполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в Кировской области осуществляется реализация мероприятий по открытию сети многофункциональных центров предос-тавления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). К концу 2015 года МФЦ должны быть открыты в каждом муниципальном районе области.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" МФЦ является организацией, осуществляющей деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна". Это позволяет гражданам получать самые разные услуги (получение паспорта, регистрация актов гражданского состояния, постановка на налоговый учет и пр.) в одном помещении, при обращении к одному специалисту и не взаимодействовать при этом с чиновниками различных органов власти непосредственно. Учитывая вышеуказанное, создание безбарьерной среды и повышение доступности услуг для инвалидов и маломобильных групп населения в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг являются гарантией возможности их социальной интеграции в общество и активного участия во всех сферах жизнедеятельности.
Среди основных проблем, приводящих к исключению инвалидов из единого культурного пространства, являются, прежде всего, отсутствие безбарьерной среды в учреждениях культуры, а также отсутствие специально оборудованных культурно-досуговых учреждений. В связи с этим в первую очередь необходимо обеспечить физическую доступность учреждений культуры, а именно оснастить приоритетные объекты специальными приспособлениями и оборудованием.
Подписание Российской Федерацией в 2008 году Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006 (далее - Конвенция), фактически утвердило ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов. Поэтому задача создания для инвалидов равных с другими лицами условий их доступности к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, относится к приоритетам развития сложившейся системы социальной поддержки населения.