Недействующий

Об утверждении государственной программы Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области" на 2013 - 2021 годы (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 747-П)



Приложение № 7 к Государственной программе



ПОДПРОГРАММА
"Повышение качества жизни граждан пожилого возраста"



ПАСПОРТ
подпрограммы "Повышение качества жизни
граждан пожилого возраста" (далее - Подпрограмма)

(с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области от 14.08.2014 № 275/562,
от 30.12.2014 № 19/281, от 29.06.2015 № 46/352,
от 21.09.2015 № 61/606, от 08.12.2015 № 73/809,
от 30.12.2015 № 77/919, от 19.07.2016 № 112/444,
от 24.10.2016 № 22/124, от 08.02.2017 № 44/81,
от 08.11.2017 № 55-П, от 25.12.2017 № 147-П,
от 12.03.2018 № 116-П, от 02.11.2018 № 516-П,
от 08.02.2019 № 55-П, от 29.07.2019 № 417-П,
от 25.12.2019 № 717-П)

Ответственный исполнитель Подпрограммы

министерство социального развития Кировской области

Соисполнители Подпрограммы

министерство здравоохранения Кировской области

Программно-целевые

инструменты Подпрограммы

отсутствуют

Цель Подпрограммы

улучшение социального положения и качества жизни граждан пожилого возраста в Кировской области

Задачи Подпрограммы

обеспечение предоставления мер социальной поддержки, доплат к пенсиям и дополнительного пенсионного обеспечения граждан пожилого возраста;

создание условий для обеспечения активного долголетия граждан пожилого возраста

Целевые показатели
эффективности реализации Подпрограммы

удельный вес граждан пожилого возраста, получивших меры социальной поддержки, доплаты к пенсиям и дополнительное пенсионное обеспечение, в общей численности граждан пожилого возраста, обратившихся в учреждения социальной защиты населения и имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки, доплаты к пенсиям и дополнительное пенсионное обеспечение;

количество граждан пожилого возраста, проживающих в приемных семьях;

количество граждан пожилого возраста, принявших участие в культурно-досуговых и оздоровительных мероприятиях

количество граждан пожилого возраста, проживающих в приемных семьях (в рамках проекта "Системная поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения в Кировской области")

Этапы и сроки реализации Подпрограммы

2014 - 2021 годы

Объемы ассигнований Подпрограммы

объем финансового обеспечения Подпрограммы на 2014 - 2021 годы составит 17341422,92 тыс. рублей, из них:

федеральный бюджет - 1589648,37 тыс. рублей;

областной бюджет - 15736276,50 тыс. рублей;

средства Пенсионного фонда Российской Федерации - 15437,40 тыс. рублей;

иные внебюджетные источники - 60,65 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы

к концу 2021 года ожидается:

предоставление гарантированных государством мер социальной поддержки, доплат к пенсиям и дополнительного пенсионного обеспечения в полном объеме гражданам пожилого возраста, обратившимся в учреждения социальной защиты населения и имеющим право на соответствующие меры социальной поддержки, доплаты к пенсиям и дополнительное пенсионное обеспечение, ежегодно;

увеличение количества граждан пожилого возраста, проживающих в приемных семьях, до 78 человек в 2018 году;

увеличение количества граждан пожилого возраста, проживающих в приемных семьях, до 100 человек (в рамках проекта "Системная поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения в Кировской области");

увеличение количества граждан пожилого возраста, принявших участие в культурно-досуговых и оздоровительных мероприятиях, до 27120 человек


1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Подпрограмма "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста" разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 № Пр-3464 ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010.

Необходимость разработки Подпрограммы обусловлена актуальностью проблемы повышения качества жизни пожилых людей и создания условий для формирования оптимальной среды их жизнедеятельности.

Процесс старения населения в Российской Федерации сопровождается увеличением доли пожилых людей в общей численности населения.

По состоянию на 01.01.2013 каждый пятый житель России (30,7 млн. человек) "перешагнул" трудоспособный возраст. По прогнозу, в России к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения возрастёт до 26,4%, что составит 37,4 млн. человек. Увеличится и число граждан старших возрастных групп.

Данные тенденции характерны и для Кировской области. По состоянию на 01.01.2013 в Кировской области проживало 340548 граждан пожилого возраста (25,8%), из них 246169 женщин (34,6%), 94379 мужчин (15,5%).

Потребность в совершенствовании политики и практики социальных институтов в отношении пожилых людей определяется необходимостью:

увеличения ресурсного обеспечения достойного уровня и качества их жизни. Для этого необходимо обеспечение доступности к социальному обслуживанию, расширение спектра и объема социальных и социально-реабилитационных услуг, решение проблем в сфере пенсионного обеспечения, защиты старости через создание комфортных форм проживания и активности пожилых людей;

признания роли пожилых людей в современном обществе и расширения возможностей пожилых людей в развитии и влиянии на общественные процессы, эффективного использования социально-трудового потенциала пожилых людей.

Одной из самых значимых составляющих социальной политики является выполнение социальных гарантий и обязательств перед населением области, в том числе перед пожилыми людьми. Предоставление мер социальной поддержки пожилым гражданам позволяет улучшить их материальное положение.

За 2012 год численность пожилых граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, составляет 147008 человек, на 01.10.2013 - 156156 человек (без учета пожилых граждан, являющихся инвалидами).

Современную систему социального обслуживания граждан пожилого возраста Кировской области характеризуют следующие тенденции развития:

повышение объема и качества предоставляемых надомных и реабилитационных услуг;

внедрение новых технологий работы с гражданами пожилого возраста, направленных на обеспечение максимально возможного пребывания человека в привычной социальной среде;

снижение темпов увеличения количества лиц, нуждающихся в помещении в дома-интернаты общего типа, посредством внедрения новых стационарозамещающих технологий социального обслуживания;

повышение внимания к развитию личности, сохранению интеллектуальной и физической активности граждан пожилого возраста и инвалидов.

Активно развиваются такие инновационные стратегии домашнего ухода, как институт приемной семьи для граждан пожилого возраста.

В рамках реализации областной целевой программы "Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области" на 2011 - 2015 годы внедрена стационарозамещающая технология "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов", количество приемных семей по сравнению с 2011 годом увеличилось с 40 до 60.

Это способствовало ликвидации в 2013 году очерёдности на стационарное социальное обслуживание в дома-интернаты общего типа (в 2011 году очередность составляла 40 человек).

В связи с увеличением количества пожилых людей в структуре населения области возникает объективная потребность в создании геронтологических и геронтопсихиатрических отделений, способствующих повышению продолжительности и качества жизни людей старшего поколения.

Требует внимания проблема улучшения среды жизнедеятельности пожилых людей, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Кировской области.

Увеличивается количество пожилых граждан, проживающих в семье и нуждающихся в социальном сопровождении в дневное время, что связано с особенностями психического развития пожилого человека, проявляющимися в ухудшении памяти, внимания, слуха, зрения, излишней доверчивости. Вследствие несоблюдения различных правил безопасности они могут нанести вред своему здоровью или стать жертвой мошенничества в период отсутствия родственников, осуществляющих уход за ними.

Все более актуальными становятся активное взаимодействие с семьей, в которой проживает пожилой человек, внедрение новых форм социального обслуживания, позволяющих членам семьи не только обеспечить своего подопечного необходимым социальным уходом, но и вести активный образ жизни.

В современном обществе формируется новый тип пожилого человека - человека независимого, социально активного, стремящегося адаптироваться в современном социокультурном пространстве. Поэтому от социальных служб требуется совершенствование форм досуговой деятельности пожилых людей, способствующих сохранению здоровья, развитию мировоззрения и духовности.

В связи с расширением практики предоставления различных услуг в электронном виде особое значение приобретает организация обучения пожилых людей и инвалидов навыкам пользования компьютером и информацион-но - телекоммуникационной сетью "Интернет".