Недействующий

Об утверждении государственной программы Кировской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области" на 2013 - 2021 годы (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П)


1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Обеспечение высокого уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан - один из приоритетов государственной политики в Российской Федерации и Кировской области, а наличие возможности улучшения жилищных условий является важнейшим показателем повышения благосостояния населения, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства.

В Кировской области последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение жителей области доступным и комфортным жильем, а также качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства.

В 2008 - 2012 годах в области удалось достигнуть определенных положительных результатов в сфере жилищного строительства. Количественные показатели приведены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

Ввод жилья в Кировской
области (тыс. кв. метров)

425,8

335,9

378,3

405,3

406,6

Введено в действие индивидуальными застройщиками (тыс. кв. метров)

198,5

173,9

131,2

119,4

130,9

Удельный вес от общего ввода жилья индивидуальными застройщиками

46,6%

52%

34,7%

29,4%

32,2%


В 2012 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 18 млрд. рублей, что на 11,6% превышает уровень 2011 года в сопоставимой оценке.

В Кировской области в 2012 году введено в эксплуатацию 406,6 тыс. кв. метров жилья, или 100,3 % к уровню 2011 года, в том числе 130,9 тыс. кв. метров индивидуального жилищного строительства, или 109,7% к уровню прошлого года. Установленный показатель Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) на 2012 год в размере 390 тыс. кв. метров выполнен. Ввод жилья экономического класса в Кировской области составляет 39,9% от общего ввода жилья. Коэффициент доступности жилья в Кировской области составляет 3,63 года (средний по ПФО - 3,61 года).

При этом на 1 жителя Кировской области по итогам 2012 года введено 0,31 кв. метра жилья, что не превышает уровень 2011 года.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в жилищном строительстве, существующих темпов строительства жилья в настоящее время недостаточно для улучшения качества жилищного фонда Кировской области. Так, в 2012 году 78,0% площади жилых помещений приходилось на период возведения жилья до 1991 года включительно, износ более 31% имеет 56,7% площади, в том числе на ветхое и аварийное приходилось 4,6%. В области планомерно решается проблема переселения граждан из непригодного жилья: в 2012 году из аварийного жилья переселено 1070 человек, снесено 44 аварийных дома.

Для Кировской области является актуальной проблема развития малоэтажного домостроения. В последнее время малоэтажное жилье строится преимущественно в районах области индивидуальными застройщиками.

В 2012 году доля малоэтажного жилья в общем объеме ввода составила 41,7%. Для увеличения доли малоэтажного жилья в общем объеме вводимого жилья акцент необходимо сделать на развитии комплексной малоэтажной жилой застройки экономкласса.

Отсутствие проектов комплексной малоэтажной застройки экономкласса обуславливается значительной долей затрат в себестоимости квадратного метра на развитие коммунальной и дорожной инфраструктуры во вновь строящихся малоэтажных поселках, затрат по приобретению земельного участка под строительство, в результате чего проект выходит из категории экономкласса.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разработка документов территориального планирования в области должна быть завершена до 2013 года. В 2012 году разработаны и утверждены схема территориального планирования Кировской области, схемы территориального планирования 39 муниципальных районов. Разработаны и утверждены генеральные планы 5 городских округов, а также 48 городских поселений. В 2015 году утверждены генеральные планы всех городских округов и городских поселений.

На данном этапе стоит задача обеспечения муниципальных образований Кировской области документами территориального планирования, включая генеральные планы сельских поселений, так как в соответствии с частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.

В районах, где еще существует нехватка сформированных земельных участков под жилищное и иное строительство, необходимо продолжить выполнение работы по подготовке документации по планировке территории с целью резервирования земель для строительства жилых домов для переселения из ветхого аварийного жилья, обеспечения заявок граждан земельными участками под индивидуальное жилищное строительство, комплексного освоения территории, а также для строительства объектов местного значения.

На сегодняшний день основной проблемой, сдерживающей увеличение предложения жилья на первичном рынке, является отсутствие подготовленных для жилой застройки земельных участков, имеющих полное инфраструктурное обеспечение.

Кроме того, на развитие жилищного строительства в регионе влияет покупательская и инвестиционная активность в строительстве, доступность кредитных ресурсов как для строительных организаций, так и для граждан, вопросы, связанные с прозрачностью тарифов на подключение к инженерным сетям.

Все эти проблемы следует решать в комплексе.

В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача развития рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства.

На 01.01.2012 стоимость одного квадратного метра жилья в Кировской области, по данным статистики, в среднем составляла 40,4 тыс. рублей. В итоге стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра составляла 2181,6 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц на 01.01.2013, по данным статистики, составили 16,7 тыс. рублей. Соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек, составляет 3,63 года. Молодые семьи, как правило, не могут приобрести жилье за счет текущих доходов или накоплений.

Учитывая вышеизложенное, решить проблему доступности жилья возможно путем повышения уровня доходов населения либо создания механизмов, позволяющих приобретать жилье при существующих доходах.

Одним из таких механизмов в большинстве стран мира является приобретение жилья в кредит. Этот механизм служит не только основной формой решения жилищной проблемы для населения, но и базовой сферой экономической деятельности, ключевую роль в которой играют банковские и другие финансовые структуры, обеспечивающие необходимый прилив капиталов в эту сферу.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из самых острых социальных проблем на территории Кировской области. Проживающие в аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно приобрести жилище удовлетворительного качества.

Муниципальные образования, учитывая высокую степень дотационности своих бюджетов, самостоятельно решить проблему переселения граждан из аварийного жилищного фонда не могут. К тому же переселение граждан только за счет средств муниципалитетов, особенно в непривлекательных для инвесторов населенных пунктах, затянется на долгие годы. Следовательно, решать проблему необходимо программным методом.

Решение данных проблем в Кировской области осуществляется в рамках Федерального а от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ) и областных адресных программ, принимаемых в соответствии с требованиями закона.

В целом решение проблемы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в рамках Государственной программы будет способствовать снижению социальной напряженности в области, улучшению демографической ситуации и развитию строительной отрасли в Кировской области.