Приложение № 4 исключено постановлением Правительства Кировской области от 12.12.2014 № 15/196
ПАСПОРТ
подпрограммы "Предупреждение заноса и распространения вируса
африканской чумы свиней на территорию Кировской области на 2013 -
2021 годы" (далее - Подпрограмма)
(с изменениями, внесенными постановлением Правительства
Кировской области от 02.10.2013 № 229/630,
от 30.12.2013 № 242/959, от 23.04.2014 № 259/272,
от 12.12.2014 № 15/196, от 10.08.2016 № 3/28,
от 08.02.2017 № 44/71, от 19.12.2017 № 126-П,
от 28.03.2018 № 139-П, от 08.08.2018 № 391-П,
от 19.12.2018 № 585-П, от 25.07.2019 № 384-П)
Ответственный исполнитель Подпрограммы | управление ветеринарии Кировской области |
Соисполнители | отсутствуют |
Программно-целевые инструменты Подпрограммы | отсутствуют |
Цели Подпрограммы | обеспечение эпизоотического благополучия по африканской чуме свиней (далее - АЧС) на территории Кировской области |
Задачи Подпрограммы | оснащение государственных ветеринарных лабораторий области оборудованием и диагностическими наборами для мониторинговых исследований на заболевание АЧС; повышение квалификации ветеринарных специалистов по вопросам организации диагностики и профилактики заболевания АЧС; формирование мобильных совмещенных с сотрудниками Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области ветеринарных постов с возможностями ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств и временной передержки поднадзорных государственной ветеринарной службе грузов; укомплектование и поддержание в полной готовности областного противоэпизоотического отряда; создание системы идентификации и электронного учета численности поголовья домашних свиней на территории области; снижение миграционной активности и численности диких кабанов. |
Целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы | количество проведенных лабораторных мониторинговых исследований на АЧС проб биологического и патологического материала от домашних свиней; количество проведенных лабораторных мониторинговых исследований на АЧС проб биологического и патологического материала от диких кабанов; количество ветеринарных специалистов, прошедших курсы и принявших участие в мероприятиях по вопросам диагностики, профилактики и ликвидации АЧС; количество сформированных мобильных совмещенных с сотрудниками Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области ветеринарных постов с возможностями ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств и временной передержки поднадзорных государственной ветеринарной службе грузов количество личных подсобных хозяйств, перешедших со свиноводства на альтернативные виды сельскохозяйственной деятельности |
Сроки реализации Подпрограммы | срок реализации Подпрограммы: 2013 - 2021 годы годы. Выделение этапов не предусматривается |
Объемы ассигнований Подпрограммы | отсутствуют |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы | в количественном выражении: количество проведенных лабораторных мониторинговых исследований на АЧС проб биологического и патологического материала от домашних свиней в 2021 году составит10760 единиц; увеличение количества проведенных лабораторных мониторинговых исследований на АЧС проб биологического и патологического материала от диких кабанов до 1308 в 2021 году; увеличение количества ветеринарных специалистов, прошедших курсы и принявших участие в мероприятиях по вопросам диагностики, профилактики и ликвидации АЧС, на 11 человек ежегодно в период с 2013 по 2021 год; наличие сформированного мобильного совмещенного с сотрудниками Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области ветеринарного поста с возможностью ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств и временной передержки поднадзорных государственной ветеринарной службе грузов; перевод 3000 личных подсобных хозяйств со свиноводства на альтернативные виды сельскохозяйственной деятельности в период с 2018 по 2021 годы действия Подпрограммы; в качественном выражении: недопущение возникновения очагов и распространения АЧС на территории Кировской области". |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере, и прогноз её развития
Африканская чума свиней (далее - АЧС) - контагиозная вирусная болезнь домашних и диких свиней, которая может протекать остро, подостро, реже хронически и характеризуется высокой летальностью, близкой к 100%. Другие виды животных и человек АЧС не болеют. Вирус АЧС устойчив во внешней среде и в продукции животного происхождения. Средства специфической профилактики и лечения АЧС не разработаны.
В Российской Федерации определяющими факторами передачи АЧС являются:
перемещение инфицированных АЧС домашних свиней и мясопродуктов (в первую очередь сырого мяса, ветчин, сала) и шкур;
контаминированные вирусом АЧС продукты свиноводства в форме пищевых отходов, транспортные средства, персонал и т.д.;
орально-фекальный механизм передачи при свободновыгульном содержании;
врачебные манипуляции;
трупы павших от АЧС животных (кабанов, домашних свиней);
больные АЧС живые дикие кабаны.
С 2007 года по 01 апреля 2012 года в Международное эпизоотическое бюро (далее - МЭБ) сообщено о 244 очагах АЧС на территории 26 субъектов Российской Федерации. По сведениям, представленным Государственной ветеринарной службой Российской Федерации в МЭБ, в 2008 году зарегистрировано 45 новых очагов АЧС (37 - среди домашних свиней, 8 - среди диких кабанов), в 2009 году - 54 (35 - среди домашних свиней, 19 - среди диких кабанов), в 2010 году - 77 (58 - среди домашних свиней, 19 - среди диких кабанов), в 2011 году - 55 (41 - среди домашних свиней, 14 - среди диких кабанов), на 01 апреля 2012 года - 12 (9 - среди домашних свиней, 3 - среди диких кабанов). Выносных случаев за четыре года - 27: 2008 год - Оренбургская область (1); 2009 год - Ленинградская область (1); 2010 год - Ленинградская область (1), 2011 год - Архангельская область (2), Ленинградская область (1), Мурманская область (1), Нижегородская область (2), Тверская область (10), Курская область (2), Саратовская область (2), Воронежская область (1), Оренбургская область (1), 2012 год - Республика Карелия (1), Тверская область (1).
Сложившаяся в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (далее - ЮФО, СКФО) эндемическая ситуация уже оказывает прямое и косвенное влияние на развитие свиноводства. В 2011 году в ЮФО, СКФО, а также Приволжском и Уральском федеральных округах зафиксировано снижение свинопоголовья в общей сложности на 0,4 млн. голов. По оценкам российских специалистов, общий ущерб от АЧС для экономики страны в 2010 году составил около 2271 млн. рублей.
С учетом складывающейся ситуации Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации считает высоковероятным вынос инфекции в виде отдельных очагов в любой из субъектов Российской Федерации, в первую очередь Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. При этом прямые потери по свинопоголовью могут составить до 200 000 голов (примерно 560 - 700 млн. рублей), а на мероприятия по ликвидации вспышек - до 380 млн. рублей. Непрямые потери (бюджеты всех уровней плюс потери бизнес-сообщества) могут составить до 6,7 млрд. рублей, включая потери от ограничений торговли и перевозок продукции свиноводства, другой продукции животноводства и продукции растениеводства.
Выделяют ряд факторов, способствующих распространению АЧС в Российской Федерации:
несвоевременное принятие мер по проведению противоэпизоотических мероприятий в неблагополучных пунктах и угрожаемых зонах. Из-за неправильной постановки диагноза, несвоевременной отправки проб на анализ и неграмотного управления на ликвидацию некоторых вспышек АЧС уходит до 2,5 месяца;
неопределенность в отношении выплаты компенсаций за изъятых и убитых свиней приводит к попыткам сбыть свинопоголовье и мясопродукты из очагов инфекции нелегально через перекупщиков;
либеральные меры ответственности за нарушение ветеринарного законодательства, правил торговли, низкие покупательная способность и правосознание населения способствуют сохранению практики купли-продажи неклейменого мяса, использованию необработанных пищевых отходов в рационе свиней;
отсутствие единого органа управления лесными ресурсами, недостаточная координация действий при решении вопросов и выработке единого мнения по предупреждению и ликвидации АЧС на территории Российской Федерации между службами в сфере использования и охраны природных ресурсов со службами в сфере ветеринарии и учёными;
высокая доля вспышек АЧС, возникающих в учреждениях, подведомственных силовым структурам, а также в результате скармливания владельцами личных подсобных хозяйств пищевых отходов, полученных из учреждений, подведомственных силовым структурам.
Несмотря на благополучие области по АЧС, существуют предпосылки, способствующие сохранению высокой вероятности заноса и распространения АЧС на территории Кировской области:
область расположена на северо-востоке европейской части России, входит в состав Приволжского федерального округа и граничит с девятью регионами Российской Федерации. На востоке - с Пермским краем и Республикой Удмуртия, на севере - с Республикой Коми и Архангельской областью, на западе - с Вологодской, Костромской, Нижегородской областями, на юге - с республиками Марий Эл и Татарстан. Ранее, в 2011 году, в Архангельской и Нижегородской областях были зарегистрированы вспышки заболевания АЧС;
уровень мониторинга АЧС среди 200 тыс. домашних свиней и 8 тыс. диких кабанов из-за дефицита подготовленных специалистов и материальных ресурсов является недостаточным;
сеть автомобильных трасс связывает область с семью из девяти сопредельных областных центров: Костромой, Казанью, Йошкар-Олой, Пермью, Ижевском, Сыктывкаром, Нижним Новгородом, кроме того, транзитные железнодорожные магистрали связывают центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком и север с южными регионами страны;
отсутствуют мобильные совмещенные с сотрудниками Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области ветеринарные посты для обеспечения полноценного контроля ввозимых и транзитных грузов;