Недействующий

Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2021 годы (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 744-П)

1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Здравоохранение - одна из важнейших отраслей социальной сферы, оказывающая непосредственное влияние на важнейшие показатели качества жизни населения: уровень здоровья и продолжительность жизни. Многочисленные исследования и публикации в СМИ показывают, что качество и доступность медицинских услуг в России не удовлетворяют потребности граждан. Основной причиной недостаточной эффективности системы здравоохранения обычно называют недостаточность финансирования. Поэтому настоящая Подпрограмма направлена на повышение качества медицинского обслуживания населения при одновременном снижении его стоимости для бюджета и внебюджетных фондов.

В настоящее время на территории Кировской области созданы определенные условия для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи. Реализация таких значимых проектов, как Программа модернизации, приоритетный национальный проект "Здоровье", позволили продолжить совершенствование системы первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи матерям и детям, обеспечить повышение доступности специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. В рамках реализации указанных проектов на территории области достигнуты положительные результаты.

С целью достижения основных показателей здоровья населения в области и в дальнейшем планируется формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения области, в том числе с участием частных капиталов.

Необходимым условием развития системы здравоохранения области является обеспеченность учреждений здравоохранения медицинским персоналом. В связи с чем, государственная система здравоохранения на современном этапе крайне заинтересована в совместной работе с частными партнерами, в том числе по привлечению их кадровых ресурсов.

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 № 2511-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" , в настоящее время государственная политика строится на создании и развитии конкурентных рынков, последовательной демонополизация экономики. В области здравоохранения реализация данной политики выражается в создании условий для развития государственно-частного партнерства, постепенной демонополизации государственной системы оказания медицинских услуг населению в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг.

Учитывая реальное доминирование государства в здравоохранении и активное желание частного здравоохранения стать органичной частью национальной системы, на повестку дня, со всей актуальностью выходит вопрос о партнерстве государства и частной системы здравоохранения.

Для привлечения частных инвестиций в государственную систему здравоохранения Кировской области необходимо создание необходимых правовых, экономических, административных условий, которые бы стимулировали привлечение в государственную систему здравоохранения области частные инвестиции, устраняли все препятствия, которые дестабилизируют и деформируют совместную работу государственной системы здравоохранения и частных партнеров.

Переход к модели государственно-частного партнерства позволит улучшить ситуацию в системе здравоохранения за счет государственных источников инвестиций, оптимизации расходов и создания условий для технологического прорыва и стабильного роста в отрасли. С точки зрения экономической теории, усиление стабильности отрасли, за счет государственных инвестиций, со временем должно стимулировать рост частных инвестиций. Государство заинтересовано в улучшении качества медицинской помощи, а бизнес может выгодно вложить средства, одновременно выполняя значимые для общества задачи.

Для расширения ресурсной базы, создаваемой государством для решения социальных задач, а также для более эффективного использования этой ресурсной базы может быть привлечен потенциал бизнеса. Задача состоит в том, чтобы использовать потенциал частного бизнеса, в том числе, частных медицинских организаций, для решения тех задач, ответственность за которые несет государство. Один из наиболее перспективных путей - создание государственно-частных партнерств.

Ключевым механизмом государственно-частного партнерства в здравоохранении области может являться активизация инвестиционного процесса, который нуждаются в серьезной поддержке и мониторинге со стороны федеральных и региональных властей, за счет стимулирования инвестиций из федерального и региональных бюджетов в инфраструктуру здравоохранение (строительство новых больниц и поликлиник), и предоставление гарантий частным инвесторам, желающим участвовать в инвестиционных проектах в сфере здравоохранения.

Реализация Подпрограммы позволит и в дальнейшем развивать систему здравоохранения области, ориентированную на интересы пациента, повысить качество медицинской помощи, создать необходимые условия для сохранения здоровья населения области.

На сегодня в Кировской области можно выделить три уровня отношений, в которых проявляется конкуренция за ресурсы здравоохранения:

отношения между страховыми компаниями;

отношения в сфере развития бесплатных и платных медицинских услуг;

отношения в сфере услуг, предоставляемых организациями здравоохранения различных форм собственности.

В системе обязательного медицинского страхования конкуренция существует частично. Но предпосылки к ее развитию появились с принятием Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". У застрахованных лиц появилось право выбора страховой медицинской организации, а также право выбора медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, что оказывает активное влияние на качество медицинской помощи и позволяет формировать конкурентную модель рынка здравоохранения.

В Кировской области медицинские услуги в рамках территориальной программы государственных гарантий на 2013 год оказывают 106 разных по форме собственности и ведомственной принадлежности медицинских организаций, которые обладают определенной экономической и организационно-правовой самостоятельностью: 89 областных государственных учреждений здравоохранения, 12 федеральных государственных учреждений здравоохранения, 5 частных организаций здравоохранения.

В настоящее время в области основные объемы медицинской помощи приходятся на государственные учреждения здравоохранения. Несмотря на расширение сферы деятельности частными клиниками, перечень их услуг ограничен и осуществляется по таким узким направлениям, как стоматология, наркология, косметология, медицинская диагностика и т.п. Частные медицинские организации не оказывают скорую медицинскую помощь, стационарную помощь круглосуточного пребывания.

Существующие проблемы и ограничения тормозят дальнейшее развитие конкуренции в сфере здравоохранения. Основные ограничения конкуренции связаны со специфическими особенностями услуг здравоохранения, являющимися социально значимыми, объем которых не зависит напрямую от уровня платежеспособности населения.

Переход с 2009 года на одноканальное финансирование в Кировской области через Фонд обязательного медицинского страхования учреждений здравоохранения не дал существенных результатов по привлечению частного капитала в систему обязательного медицинского страхования, так как финансирование за объем предоставленных медицинских услуг осуществлялся по неполным тарифам. В связи с частичным возмещением затрат организации здравоохранения негосударственных форм собственности не спешили участвовать в реализации территориальной программы государственных гарантий.

В 2011-2012 годах в связи с реализацией Программы модернизации здравоохранения продолжился рост финансирования здравоохранения Кировской области, объемы медицинской помощи на 1 жителя приблизились к федеральным нормативам, изменилась структура расходов обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), с повышением доли амбулаторно-поликлинической помощи, работа учреждений здравоохранения в условиях согласованных объемов, позволила повысить "финансовую наполняемость" тарифов на все виды помощи в системе ОМС. C 2011 года доступ на рынок медицинских услуг в системе ОМС частных компаний стал более открытым, в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Результатом этого стало увеличение числа частных организаций здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий с 1 в 2010 году до 5 в 2013 году.

Основной проблемой развития государственно-частного партнерства в сфере ОМС в области являются то, что многие частные медицинские организации, не заявляют о своем намерении работать в системе ОМС в связи с высокими требованиями к работе медицинских организаций со стороны страховых медицинских организаций, территориального фонда обязательного медицинского страхования к качеству оказания медицинской помощи, оформлению медицинской документации, в связи с большим объемом документооборота, высокой социальной ответственностью.

Одним из направлений государственно-частного партнерства можно назвать развитие аутсорсинга непрофильных функций медицинских учреждений (питание, уборка, стирка белья, охрана и т.п.). Вывод непрофильных функций на рынок позволит медицинским учреждениям сосредоточиться на качестве оказываемых медицинских услуг.

Департаментом здравоохранения Кировской области за период  2010-2012 годов в медицинских учреждениях проводятся мероприятия по размещению заказов на оказание непрофильных услуг.

К примеру, 21 областное государственное учреждение здравоохранения заключили договоры на приобретение услуг по приготовлению горячего питания, большинство областных государственных учреждений здравоохранения приобретают услуги по стирке и дезинфекции белья, по вывозу отходов, охране объектов здравоохранения, автотранспортные услуги и др.

В области сформирована эффективная система оказания скорой медицинской помощи. С целью повышения эффективности координации работы и обеспечения максимально четкого контроля, сокращения времени доезда до пациента совершенствуется материально-техническая база станций и отделений скорой медицинской помощи. С целью дальнейшего развития службы скорой помощи с 2013 года Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи города Кирова" перешло на аутсорсинг санитарного автотранспорта. Проект предложен Агентством стратегических инициатив. За 3 года текущие расходы на содержание автотранспортных средств и водителей скорой помощи составили не менее 267,4 млн. рублей. Исходя из предложенных частной организацией цен на аренду автомобилей скорой помощи с экипажем затраты бюджета на аутсорсинг составят 249,6 млн. рублей. То есть прямая бюджетная экономия более 40 млн. рублей за 3 года. Плюсом служба получила 39 новых санитарных автомобиля, уменьшение времени доезда, отсутствие необходимости организации обслуживания, ремонта и содержания автотранспорта.

Учреждения здравоохранения должны сосредотачивать все свои усилия на качестве и доступности оказания медицинской помощи, а все непрофильные функции должны уходить на аутсорсинг, но при обязательном соблюдении двух условий:

аутсорсинг при неизменном качестве услуг должен иметь более низкую стоимость.

аутсорсинг при сохранении стоимости должен иметь лучшее качество.