Государственная программа разработана в целях реализации распоряжения Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 03.09.2012 № 266).
Государственная программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Жилищно-коммунальное хозяйство Кировской области функционирует в условиях большой энергозатратности производства услуг.
Общая площадь жилищного фонда области составляет 30791 тыс. кв. метров, 40,5% площади жилищного фонда выполнено в деревянном исполнении, 56,9% площади жилищного фонда - в каменном, кирпичном, панельном, монолитном и блочном исполнении.
Свыше 15,5% от общего числа многоквартирных домов имеют износ свыше 65%, и 52,9% многоквартирных домов имеют износ от 31% до 65%.
Коммунальное хозяйство Кировской области существенно отличается по уровню развития в городских и сельских поселениях, от 85% до 92% коммунальных услуг предоставляются в городских поселениях.
Услуги по теплоснабжению предоставляются 1406 источниками тепла, эксплуатируется 2055,5 км тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, из них 44,1% сетей нуждаются в замене. Доля потерь тепловой энергии составляет 15,3% (по Приволжскому федеральному округу - 10%, по Российской Федерации - 10,6%). Количество аварий составляет 144 единицы, в том числе на паровых и тепловых сетях 105 единиц, или 0,05 единицы на 1 км сетей.
Водоснабжение населенных пунктов обеспечивают 1255 водопроводов, 2036 насосных станций первого подъема, 16 открытых водозаборов, протяженность водопроводных сетей - 7079,0 км, из них 46,2% сетей нуждается в заме-не. Доля утечек и неучтенного расхода воды составляет 31,3% (по Приволжскому федеральному округу - 19,1%, по Российской Федерации - 21,5%). Количество аварий составляет 2780 единиц, в том числе на водопроводных сетях 2584 единицы, или 0,36 единицы на 1 км сетей.
Отведение сточных вод осуществляется 261 канализацией, 237 канализационными насосными станциями, протяженность канализационных сетей 2071,2 км, из них 35,0% нуждаются в замене. Количество аварий составляет 760 единиц, в том числе на канализационных сетях 677 единиц, или 0,33 единицы на 1 км сетей.
Устаревшая система коммунальной инфраструктуры некоторых населенных пунктов не позволяет обеспечить выполнение требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов.
Участие Кировской области в реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) начиная с 2008 года снизило степень остроты проблемы "недоремонта" жилищного фонда. Вместе с тем с 2011 года лимиты финансовой поддержки Фонда снизились, поэтому вопрос дальнейшего капитального ремонта многоквартирных домов вновь актуален.
С 2008 по 2011 годы (включительно) с участием средств Фонда произведён капитальный ремонт 5360 тыс. кв. метров общей площади многоквартирных домов.
Несмотря на проводимую модернизацию, объекты коммунальной инфраструктуры также находятся в изношенном состоянии, на 01.01.2012 износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет 56,8%.
Реализация на территории области мероприятий по модернизации в рамках областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" позволила добиться стабилизации надежности коммунальных систем.
Сократилось число аварий на сетях теплоснабжения с 0,1 аварии на 1 км сети в год в 2010 году до 0,05 аварии на 1 км сети в год в 2011 году, на сетях водоснабжения с 0,47 аварии на 1 км сети в год в 2010 году до 0,36 аварии на 1 км сети в год в 2011 году.
Одновременно за 2011 год в сравнении с 2010 годом увеличилась доля утечек и неучтенного расхода воды с 30,1% до 31,3% и доля потерь тепловой энергии с 12,7% до 15,3%.
Положительные изменения произошли по критериям доступности жилищно-коммунальных услуг. За счет увеличения совокупного дохода семьи снизилась с 8,8% до 7,5% доля семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, уменьшилась с 9,1% до 8,6% доля платежей населения в совокупном доходе семьи.
Острота проблем качества, надежности и экологической безопасности коммунального обслуживания, их влияние на комфортность проживания населения, улучшение жилищных условий требуют системной разработки и реализации программных мероприятий, поиска новых путей модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Учитывая низкую платежеспособность потребителей, предприятия отрасли оказались в сложном экономическом положении; не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не привлекались инвестиции в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:
недостаточное развитие коммунальных систем и неравномерное распределение мощностей, приводящие к неэффективному использованию ресурсов;
низкая ресурсная эффективность коммунальной инфраструктуры (за 2011 год 116 теплоснабжающих предприятий, работающих на твердом топливе, допустили перерасход топлива и 108 предприятий допустили перерасход электроэнергии);
высокий уровень морального и физического износа коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, который составляет в разрезе муниципальных образований от 50% до 91%;
сверхплановые потери коммунального ресурса в процессе производства и транспортировки до потребителей.
Недостаточность средств, направляемых в модернизацию коммунальной инфраструктуры, ведёт к снижению качества и надежности обслуживания потребителей, ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, а в конечном итоге - к снижению качества и комфортности проживания.
Учитывая комплекс проблем в жилищно-коммунальной сфере и необходимость выработки системного решения, обеспечивающего комфортность проживания, при одновременном повышении ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, необходимо использовать программно-целевой метод решения указанных проблем.
В результате реализации Государственной программы планируется стабилизировать ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечить пре-доставление жилищно-коммунальных услуг нормативного качества при их дос-тупной стоимости.