ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2012 года № 186/768
(с изменениями на 6 декабря 2019 года)
_________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 30.12.2019 № 752-П
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 10.07.2013 № 216/410
постановлением Правительства Кировской области от 02.12.2013 № 238/799
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/888
постановлением Правительства Кировской области от 12.03.2014 № 252/170
постановлением Правительства Кировской области от 31.07.2014 № 273/519
постановлением Правительства Кировской области от 05.12.2014 № 14/156
постановлением Правительства Кировской области от 26.12.2014 № 18/241
постановлением Правительства Кировской области от 29.06.2015 № 46/349
постановлением Правительства Кировской области от 21.09.2015 № 61/616
постановлением Правительства Кировской области от 26.10.2015 № 67/699
постановлением Правительства Кировской области от 25.12.2015 № 76/892
постановлением Правительства Кировской области от 25.07.2016 № 113/461
постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2016 № 7/66
постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2016 № 36/304
постановлением Правительства Кировской области от 11.04.2018 № 155-П
постановлением Правительства Кировской области от 08.08.2018 № 392-П
постановлением Правительства Кировской области от 21.12.2018 № 591-П
постановлением Правительства Кировской области от 08.02.2019 № 56-П
постановлением Правительства Кировской области от 14.06.2019 № 325-П
постановлением Правительства Кировской области от 19.08.2019 № 443-П
постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2019 № 625-П
_______________________________________________________________________________
На основании пункта 2 распоряжения Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области
постановляет:
1. Утвердить Государственную программу Кировской области "Развитие физической культуры и спорта" на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.
(п. 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 08.08.2018 № 392-П)
2. Определить ответственным исполнителем Государственной Программы министерство спорта и молодежной политики Кировской области.
(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 21.09.2015 № 61/616, от 11.04.2018 № 155-П)
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2013.
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 17.12.2012 № 186/768
Ответственный исполнитель Государственной программы | министерство спорта и молодежной политики Кировской области |
Соисполнители Государственной программы | министерство строительства Кировской области |
Программно-целевые инструменты Государственной программы | областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Кировской области" на 2011 - 2013 годы; ведомственная целевая программа "Развитие массового спорта и подготовка спортивного резерва сборных команд Кировской области"; ведомственная целевая программа "Обеспечение деятельности учреждений физкультурно-спортивной направленности" |
Цели Государственной программы | создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом; повышение уровня спорта высших достижений в Кировской области и обеспечение подготовки спортивного резерва |
Задачи Государственной программы | повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; развитие системы физической культуры и спорта, в том числе развитие спортивной инфраструктуры, доступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; создание условий для развития спорта высших достижений; совершенствование системы подготовки спортивного резерва; повышение конкурентоспособности спортсменов Кировской области на российской и международной спортивной арене |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы | обеспеченность спортивными залами; обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями; обеспеченность плавательными бассейнами; доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом; количество реконструированных и построенных спортивных объектов; среднегодовое количество занимающихся (обучающихся) в спортивных школах; количество спортсменов, выполнивших нормативы мас-тера спорта; количество спортсменов, выполнивших нормативы мас-тера спорта международного класса; количество межмуниципальных, областных, межрегиональных, всероссийских физкультурных и спортивных мероприятий; уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта; доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения в возрасте 3 - 79 лет; доля населения, занятого в экономике, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, занятого в экономике; доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | реализация мероприятий Государственной программы рассчитана на период с 2013 по 2021 год включительно |
Объем финансового обеспечения Государственной программы | объем финансового обеспечения Государственной программы составляет 6145614,04 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 821305,1 тыс. рублей; средства областного бюджета - 3759324,62 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 52949,42 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 1512034,90 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | к концу 2021 года: обеспеченность спортивными залами увеличится до 1,90 тыс. кв. метров на 10 тыс. человек; обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями составит 16,3 тыс. кв. метров на 10 тыс. человек; обеспеченность плавательными бассейнами вырастет до 43,0 кв. метра зеркала воды на 10 тыс. человек; доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличится до 35,5%; количество отремонтированных, реконструированных и построенных спортивных объектов за период реализации Государственной программы составит 47 единиц; среднегодовое количество занимающихся (обучающихся) в спортивных школах возрастет до 22555 человек; количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта, возрастет до 65 человек; количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта международного класса, возрастет до 7 человек; количество межмуниципальных, областных, межрегиональных, всероссийских физкультурных и спортивных мероприятий составит 1010 единиц; уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта вырастет до 50,5%; доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения в возрасте 3 - 79 лет (в рамках проекта) дос-тигнет 40,7%; доля населения, занятого в экономике, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, занятого в экономике, составит 21,1%; доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов достигнет 80,2%; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения составит 22,9%. В качественном выражении: устойчивое развитие физической культуры и спорта, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта; привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщение к здоровому образу жизни широких масс населения, что окажет положительное влияние на улучшение качества жизни граждан, проживающих на территории Кировской области |
1. Общая характеристика сферы физической культуры и спорта в Кировской области, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения. Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
В настоящее время в сфере физической культуры и спорта Кировской области сложилась непростая ситуация, характеризующаяся рядом проблем, в том числе системных, которые составляют основу для разработки задач и мероприятий Государственной программы.
Одной из важных проблем является недостаточное количество граждан, занимающихся спортом, в области. Статистика свидетельствует, что в настоящее время Кировская область значительно отстает даже от менее развитых субъектов Российской Федерации. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в области, на 31.12.2011 не превышает 19,4% (увеличение к 2009 году на 2,4%).
Возникшая ситуация напрямую связана с обеспеченностью спортивными объектами. Так, общее количество спортивных сооружений с 2002 по 2009 год сократилось на 1,7% (до 2511 единиц). При этом степень морального и физического износа спортивных сооружений статистикой не учитывается. По оценкам специалистов управления по физической культуре и спорту Кировской области, до 90% спортивных сооружений на сегодняшний день значительно изношены и не соответствуют современным требованиям к оснащенности объектов спортивным инвентарем и проведению соревнований. Эти проблемы вызваны недостаточным финансированием сферы физической культуры и спорта в указанные периоды. Несмотря на тенденцию к увеличению бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем бюджетных расходов на сегодняшний день далеки от оптимальных.
Правительством Кировской области предприняты серьезные шаги по улучшению сложившейся ситуации. В 2009 году построены три физкультурно-оздоровительных комплекса в г. Котельнич, пгт Санчурск, пгт Тужа, в 2010 году - ледовый дворец "Олимп-Арена" в г. Кирово-Чепецк, в 2011 году - 4 универсальные спортивные площадки в районах области и физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Киров, а также начато строительство двух физкультурно-оздоровительных комплексов в г. Уржум и пгт Кумены, 50-метрового плавательного бассейна, универсального спортивно-зрелищного комплекса в парке Победы г. Киров, крытого тренировочного катка в г. Кирове, начата реконструкция спортивных сооружений государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Вятская областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва".
Учитывая изношенность объектов спорта муниципальной собственности, в 2011 году Правительством области из областного бюджета выделены средства в размере 95 млн. рублей на софинансирование ремонтных работ 42 объектов спорта в 30 муниципальных образованиях.
Данные мероприятия позволили улучшить ситуацию в сфере спортивной инфраструктуры, однако необходима дальнейшая работа по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов, физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа, универсальных спортивных площадок, много-функциональных спортивных площадок, плавательных бассейнов, легкоатлетического манежа, а также реконструкции легкоатлетического манежа в г. Яранск и лыжно-биатлонного комплекса в пос. Перекоп.
Немаловажной проблемой, препятствующей занятиям спортом, является неразвитая система инфраструктуры современных видов спорта, которые особо привлекательны для молодежи (сноуборд, скейтинг, би-эм-икс, артистик-слалом, спидскейтинг спорта).
В целях привлечения к занятиям спортом в Кировской области спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми, подростками и молодежью осуществляют 58 спортивных школ и детско-юношеских клубов по физической подготовке, при этом лишь 6 являются подведомственными министерству спорта и молодежной политики Кировской области, что создает некоторые сложности в реализации единой политики в сфере спорта.
На 31.12.2011 общая численность учащихся в детско-юношеских спортивных школах области (далее - ДЮСШ) достигла 30706 человек, в том числе 7811 человек занимаются в специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (далее - СДЮСШОР).
Численность занимающихся в спортивных школах на этапах подготовки по состоянию на конец 2011 года представлена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование | Итого | ДЮСШ | СДЮСШОР | |||
человек | доля от общего количества (%) | человек | доля от общего количества (%) | человек | доля от общего количества (%) | |
Спортивно-оздоровительный | 10 933 | 35,6 | 9 463 | 41,3 | 1 470 | 18,8 |
Начальной подготовки | 11 674 | 38,0 | 8 232 | 36,0 | 3 442 | 44,1 |
Учебно-тренировочный | 7 629 | 24,8 | 4 997 | 21,8 | 2 632 | 33,7 |
Спортивного совершенствования | 424 | 1,4 | 187 | 0,8 | 237 | 3,0 |
Высшего спортивного мастерства | 46 | 0,1 | 16 | 0,1 | 30 | 0,4 |
Всего | 30 706 | 100,0 | 22 895 | 100,0 | 7 811 | 100,0 |
В спортивных школах от общего количества занимающихся доля учащихся в возрасте до 14 лет составила 80,7%, от 15 до 30 лет - 19,3%.
В специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва наиболее массовыми видами спорта являются лыжные гонки (1146 человек), художественная гимнастика (961 человек), спортивная акробатика (666 человек), футбол (645 человек), плавание (642 человека), баскетбол (627 человек), прыжки на батуте (459 человек), конькобежный спорт (437 человек) и другие.
На 31.12.2011 в области физического воспитания детей и молодежи в учреждениях спортивной направленности работают 1018 человек, из которых 73,7% физкультурных работников имеют высшее и среднее специальное физкультурное образование. Во многом проблема развития кадрового потенциала связана с низким размером заработной платы молодых специалистов. Необходимо продолжать работу по повышению уровня заработной платы тренеров детско-юношеских спортивных школ и центров подготовки спортсменов, а также внедрять современные спортивные методики подготовки спортсменов на этапах спортивной подготовки.
Особое внимание в Кировской области оказывается проведению физкультурных и спортивных мероприятий. Так, в 2009 году было проведено 220 спортивно-оздоровительных мероприятий, но уже в 2011 году за счет увеличения бюджетного финансирования проведено 354 мероприятия. В тоже время требуется уделять внимание и мероприятиям любительского спорта, а также повышению уровня зрелищности проводимых мероприятий, чтобы они стали инструментом пропаганды спорта.
Развитие физического воспитания, в свою очередь, требует решения проблемы привлечения к занятиям спортом различных слоев населения путем распространения массовых физкультурно-оздоровительных занятий для граждан старшего возраста таких, как "55+".
Существующая законодательная база предполагает самостоятельность органов местного самоуправления в решении социальных вопросов, в том числе вопросов развития физической культуры и спорта, что приводит к существенной разнице в подходах к организации дополнительного образования и участию сборных команд районов в областных соревнованиях. Необходимо учитывать, что физическое воспитание детей, молодежи и подготовка спортивного резерва является многолетним целенаправленным учебно-тренировочным процессом по видам спорта, осуществляемым как в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, так и в учреждениях, организациях в сфере физической культуры и спорта, начиная со спортивно-оздоровительного этапа и заканчивая этапом высшего спортивного мастерства.
Реализация единой государственной политики подразумевает взаимосвязь всех органов власти с общественными организациями. С 2011 года работа в сфере спорта построена с непосредственным участием спортивных федераций, которые имеют возможность реализовать свои планы для достижения спортивных результатов. И это дает свои результаты. Так, если с 2002 по 2005 годы в среднем в области нормативы мастера спорта сдавали по 50 человек в год, то в 2009 году их количество составило 18 человек, а уже в 2011 году - 41 человек.
Аналогичная ситуация имела место и с присвоением звания "Мастер спорта международного класса". Предпринятая работа позволила увеличить число спортсменов, которым присвоено звание "Мастер спорта международного класса", с одного спортсмена в 2009 году до 5 спортсменов в 2011 году.
Министерство спорта Российской Федерации для каждого региона ут-верждает базовые виды спорта, которым необходимо уделять особое внимание при реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Базовые виды спорта формируются из видов спорта, включенных в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, а также неолимпийских видов спорта. Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 25.04.2018 № 399 "Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2018 - 2022 годы" для Кировской области базовыми видами спорта утверждены бокс, легкая атлетика, плавание, прыжки на батуте, спортивная борьба, футбол, конькобежный спорт, лыжные гонки, фигурное катание на коньках, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, спорт слепых, спорт глухих, альпинизм, киокусинкай, спортивная акробатика и хоккей с мячом.